Не так много найдётся людей, среди рядовых, о которых снято не по одному художественному фильму. В 2016 году вышел голливудский «Последствия» (со Шварценеггером в главной роли), а в 2018 году – наш «Непрощённый». Обе полнометражки посвящены судьбе нашего соотечественника, который жив и поныне – Виталия Калоева.
Ему удалось пройти через самые страшные испытания, которые только выпадают людям – потерю семьи, тюрьму и общественное порицание. Но в глазах многих, в том числе и в разных частях мира, он – герой. И не просто так сняты фильмы, не считая документальных.
Виталий Калоев – уроженец Кавказа, где и по сей день сильны мужские представления о мире, справедливости, воздаянии. Он появился на свет в январе 1956 года, в семье учителя и воспитательницы в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Семья была не особо богатой, Калоев рос не балованным ребёнком.
В интеллигентной семье он рано пристрастился к чтению. Однако, окончив школу отличником, не пошёл в университет, а окончил строительный техникум. Возможно, сказалось советское воспитание, когда в обществе больше ценились рабочие кадры.
Высшее образование Калоев получил уже после армии. Когда ему было 25 лет, ему и впрямь повезло. Он встретил Светлану, которая стала его женой. Женщина она была толковая и строгая в быту.
За Светлану говорит тот факт, что она сумела сделать, помимо, семейных дел, карьеру в банке. После была директором по финансам в крупной компании.
У пары первый ребёнок появился в 1991 году. Это был сын Константин, что для кавказца – отдельное счастье. Иметь наследника – значит стать бессмертным, гласит пословица на Востоке. А в 1998 году у Виталия и Светланы появилась дочь Диана.
Калоев длительное время, став архитектором, трудился в строительном управлении Владикавказа. Однако кризис 1998 года, видимо, ударил по всем, включая муниципальных чиновников.
В 1999 году Калоев был вынужден уехать на заработки в Испанию. Там у него был контракт, он проектировал дома для выходцев из Осетии.
К июлю 2002 года Виталий Калоев не видел своей семьи уже девять месяцев. По-кавказски семейственный человек, он тихо сходил с ума. Так он объяснил это после в разных интервью.
Что ж, если гора не идёт к Магомету, то Магомету придётся прийти к ней. Но поездка Светланы, Кости и Дианы к мужу откровенно не заладилась сразу. Сначала они долго не могли найти билетов.
Из Владикавказа они прилетели в Москву на рейс в Барселону с опозданием. Тот рейс, которым они должны были улететь, отправился без них.
Лишь за несколько часов до отлёта Светлане с детьми в аэропорту предложили билеты на злополучный рейс Москва-Барселона «Башкирских авиалиний»... Которому и суждено было столкнуться с «Боингом» DHL из Бергамо.
А глава семьи изводился в Испании... Видимо, Калоев чувствовал недоброе. Ещё через несколько часов стало известно о тяжелейшей катастрофе над Боденским озером.
Напомним, оно лежит между Германией и Швейцарией, в живописных Альпах... Но с 1 июля «Бодензее» стало символом не отдыха на лоне природы, а тяжелейшей трагедии, людской слабости и преступной безалаберности.
Узнав про трагедию, уже будучи не в себе, Калоев полетел в Цюрих, а после в Юберлинген, близ которого случилась катастрофа. Он до конца не мог поверить и хотел найти жену и детей.
Сначала полиция не хотела пропускать его. Калоев сумел объяснить им, что на борту были его жена и дети. По сути, он, ища, тела жены и дочери, помогал и волонтёрам, собиравшим останки.
Тело дочери Дианы он нашёл в трёх километрах от места катастрофы. Рядом было и её жемчужное ожерелье...
Калоев после трагедии отрастил бороду. Традиция гласит, что в таких случаях бороду носят год, а после сбривают. Калоев не сбрил. Он, знавший языки, внимательно следил за ходом различных судебных процессов по поводу авиакатастрофы над Боденским озером 1 июля 2002 года.
Родных он похоронил во Владикавказе и не поскупился на памятник. Почти каждый день приходил к нему.
«Тоскливо бывает днём... А как приду сюда – легчает», - рассказывал он после всего журналистам.
Меж тем процессы от «Башкирских авиалиний» к «Скайгайд», которая управляла воздушным движением в том районе Германии в ту ночь, тонули в бездне обычной судебной казуистики.
Сторона ответчика затягивала процесс, сваливала всё на пилотов нашего самолёта. Петер Нильсен, оставшийся в ту ночь без диспетчера-дублёра, был как бы выведен за рамки расследования.
Следствие в Германии и само понимало: Нильсен виноват (он был вынужден отвлечься на сопровождение самолёта, садившегося с опозданием), но причину глубже нужно было искать.
Всё это для оглушенного горем Калоева не имело значения. Кто вернёт ему жену и детей? Он ещё долго вытерпел для кавказского мужчины.
Калоев сначала нашел главу компании Skyguide Алана Росье. Тот, испугавшись, признал в частном разговоре вину Нильсена. Но после публично отрёкся от своих слов. Компания продолжала валить вину на наших пилотов. Менеджеры пытались откупиться от родственников погибших, но это разозлило Калоева ещё сильнее.
Он узнал, где живет Петер Нильсен. Датчанина спрятали в Швейцарии, однако для Калоева это не стало препятствием. В ещё один роковой день, 24 февраля 2004 года, Виталий Калоев появился у дома Нильсена. Вышедшему хозяину он показал фото жены и детей и спросил не хочет ли тот извиниться перед ним за гибель любимых людей.
Нильсен вспылил (хотя сам был отцом троих детей) и выбил фотографию из рук Калоева. Что было потом – сложно сказать. Тело Нильсена нашли с 12 ножевыми ранениями, от которых он умер на месте.
На следствии по поводу убийства Калоев ссылался на то, что не помнил ничего, после того, как Нильсен выбил фотографию из его рук.
Швейцарское правосудие приговорило его к 8 годам лишения свободы. Однако это был не последний процесс. «Гуманизм» европейского правосудия, приведшей к гибели Нильсена, обернулся после и в пользу самого Калоева.
Его выпустили из тюрьмы досрочно. Суд в Швейцарии, во-первых, оценил примерное поведение убитого горем человека в тюрьме, а во-вторых внял доводам апелляционной инстанции, которая согласилась с доводами, что в такой ситуации восемь лет – слишком много.
Калоева освободили в 2007 году. Он вернулся в Северную Осетию и занял там высокий пост в правительстве.
Для многих в Европе Калоев стал синонимом дикаря, убийцы, изверга. Для других же он – герой. Ведь, по большому счёту, за смерть 71 человека (69 – в Ту-154 «Башкирских авиалиний», 2 – в «Боинге» DHL) никто не понёс реального наказания. Снятие с поста – тьфу, а не кара!
Расследование в Германии показало, что передача прав по управлению воздушным движением от государственных органов к частной Skyguide сама по себе была незаконна.
В самой фирме нашли кучу нарушений правил безопасности, которые противоречили всему, чему только можно. В частности, «шарашка» экономила на кадрах и мирилась с тем, что у диспетчеров в ночную смену, по сути не было помощников, которые могли бы помочь избежать подобной ситуации.
Трое менеджеров компании были признаны виновными в оказании услуг, повлекших смерть людей, но отделались условными наказаниями. Если за фактическое непредумышленное убийство семи десятков человек можно отделаться условным – то в каком мире мы живём?
Возможно и эти мысли терзали несчастного Калоева...
Спустя более десятка лет Виталий Калоев в браке с другой женщиной обрел детей-близняшек, мальчика и девочку. Судьба словно вернула долги за дела неудачливого диспетчера и нечестных бизнесменов. Только душа о Светлане, Косте и Диане, болит у него и по сей день.