Статьи25.09.2025 - 16:26

Топлива не одолжите? Названы причины перебоев с продажей бензина. Когда это прекратится

В некоторых российских регионах водители стали отмечать нехватку бензина. Где-то его начали строго лимитировать, а где-то и вовсе водителям предлагают лишь дизтопливо. Подобная ситуация не может не настораживать многомиллионную армию автолюбителей. О том, что могло послужить причиной подобной ситуации, и как из нее планируется выйти, - в данной статье.

Фото: Виталий Аньков, источник: ria.ru. Фото: Илья Наймушин, источник: ria.ru

Ограничения – временные?

Весьма нестандартное положение сложилось в Центральной России, Поволжье и на Дальнем Востоке. Случаи локального дефицита бензина зафиксированы уже не в одном десятке субъектов Федерации (Московской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской областях и др.). Сообщения о нехватке бензина поступают регулярно.

По словам Павла Баженова, президента Независимого топливного союза, некоторые сети, продолжая работать в условиях локального дефицита топлива, вынуждены ввести ограничения на отпуск бензина в 10-20 литров на одного покупателя. Кое-где вместо него вообще стали предлагать дизельное топливо. Руководство «Лукойла» на отдельных заправках запретило продавать бензин в канистрах и обслуживать топливные карты.

«Эти меры должны помочь владельцам сетей переждать непростой период дефицита и не закрывать временно АЗС, как это произошло ранее с отдельными небольшими заправками», - пояснил специалист в беседе с журналистами «Известий».

Павел Баженов

 

Основная причина сложившейся ситуации - в сезонном росте спроса при снижении производства бензина, в том числе в связи с ремонтами НПЗ. Помимо этого, бензин на бирже стоит дороже, чем в рознице; малым АЗС его невыгодно продавать. Для сдерживания цен правительство приняло решение временно ограничить экспорт этого топлива, сейчас обсуждается введение запрета на экспорт дизеля.

Нижегородский губернатор Глеб Никитин признал: в регионе действительно возникли временные перебои с топливом на разных заправках и связано это с цепочками его поставок в макрорегионе. В Ленинградской области, к примеру, одной из основных причин удара по автолюбителям стала высокая стоимость топлива. 

Многие владельцы АЗС предпочитают временно закрыть заправки в надежде, что цена снизится, и они смогут снова закупать товар по более низкой стоимости. Другие бизнесмены, работающие в этой сфере, постарались заранее создать запасы, чтобы компенсировать резкий рост оптовых цен.

А тут еще сельхозуборка…

Что касается самых дальних субъектов Федерации, там главную причину нехватки топлива видят в том, что к концу августа регионы столкнулись с массовым увеличением потока туристов. Кроме того, на обеспечении отразилось сокращение выпуска топлива местными нефтеперерабатывающими заводами.

Некоторые НПЗ стали меньше выпускать топлива

 

Биржевая стоимость бензина АИ-95 в Приморье с начала июня выросла на 30%, превысив 100 000 рублей за тонну. При этом объемы биржевых продаж с двух НПЗ, откуда идут основные поставки бензина в регион, - Комсомольского и Ангарского, за это же время снизились на 25-57%.

«Мы и наши коллеги столкнулись с перебоями в поставках 92-го и 95-го бензинов. Уже несколько недель ряд АЗС не могут получить отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов», - в свою очередь подтвердила «Известиям» Екатерина Савкина, управляющий партнер сети АЗС GP Vympel, член Российского топливного союза.

Среди других причин ограничения отпуска топлива эксперты называют уборочную сельхозстраду, во время которой, как правило, увеличиваются внутренние объемы потребления, а также снижение производства из-за регулярных атак дронов в регионах, находящихся в непосредственной близости от границы с Украиной.

При этом следует понимать, что проблема нехватки топлива на заправках, а тем более приостановки их работы касается именно независимых АЗС. Речь идет о тех, которые не имеют доступа к собственным добывающим мощностям и хранилищам. Такие сети вынуждены покупать топливо на бирже.

Многие автолюбители уже ощутили бензиновый дискомфорт

 

По словам Дмитрия Тортева, члена экспертного совета комитета по защите конкуренции Государственной Думы, это негативно влияет на ситуацию и растущие цены на бензин в опте. В итоге розничным продавцам просто невыгодно покупать топливо на бирже, чтобы потом продавать его в минус.

В начале сентября министр энергетики России Сергей Цивилев, выступая в ходе Восточного экономического форума, сообщил, что ведомство совместно с нефтяными компаниями изменило график плановых ремонтов НПЗ, чтобы увеличить объемы поставок бензина на внутренний рынок страны.

Мерой поддержки топливного бизнеса для выхода из кризиса, как считают многие аналитики, могла бы стать льготная процентная ставка по кредитам - как для НПЗ, так и для торговых сетей. Регулирование цен экспорта и внутренних отгрузок, инвестиции в ускорение ремонта или ввод новых нефтеперерабатывающих мощностей также могут сказать свое веское слово в нормализации ситуации. А вы, уважаемые читатели, уже успели на себе испытать неудобства, связанные с вышеописанной проблемой?

Реклама