Им известна вся информация о нас: имя, фамилия, место работы, сумма заработка, а иногда домашний адрес и данные о родственниках. Люди, которые на том конце телефонного провода называющие себя сотрудниками полиции, банка или пенсионного фонда. Зачастую объем называемых мошенниками данных вводит граждан в заблуждение и последние из потенциальных жертв становится реальными. Откуда у аферистов сведения и как вообще устроен этот бизнес? Об этих и других «секретах профессии» отважился рассказать телефонный мошенник по имени Максим.
Менее чем за год Максиму для своих 19 лет удалось сколотить огромное состояние — без малого шесть миллионов рублей. Родители молодого человека думали, что он на съемной квартире занимается криптовалютой, на самом деле он был телефонным мошенником, вернее главой курьерской службы.
Был аферистом, а сейчас заключенный, который отбывает наказание в омской исправительной колонии. В тюрьме парень уже 2,5 года, работает разнорабочим и выплачивает ущерб, который своими незаконными деяниями нанес доверчивым гражданам.
Максим отвечал за работу курьеров
Максим твердо вознамерился начать новую жизнь, а потому решился на разговор о том, как изнутри выглядит бизнес, называемый телефонным мошенничеством.
Любовь молодого человека к компьютеру стала для него прямой дорогой к заработку. Работу Максим нашел на просторах интернета. Он устроился рекрутером курьеров, задача которых состояла в том, чтобы забрать у «клиентов» деньги и перевести их на спецсчет. Каждая успешная операция приносила нашему рассказчику 15%.
Каждый из цепочки, соответственно, получал свою долю за решенную задачу. Навскидку в «команда», в которой состоял Максим, за год обманным путем завладевала около 40 миллионами сбережений россиян. Войти в доверие к людям им помогал шоковый метод.
Мошенники используют шоковый метод
«Людям сообщали о том, что родственник либо попал в ДТП, либо сам стал его виновником. И, чтобы ему помочь, срочно нужны деньги. Ещё использовали легенду про счёт в банке, с которого пытаются украсть деньги, и их надо перевести на другой счёт», — рассказывает Максим.
Курьеров находили через Интернет. Размещалось объявление о найме сотрудников, в котором сообщалось, что работа не требует усилий и не связана с распространением запрещенных веществ. Затем при личной беседе сообщалось, чем в итоге придется заниматься. Из пяти соискателей двое соглашались получать 10% от прибыли.
«Больше работников удавалось находить в соцсетях. На вакансию откликались и подростки, и люди среднего возраста, и даже бабушки. Люди с самого начала знали, чем будут заниматься. За время своей работы заметил, что женщины никогда не обманывали и не забирали все деньги себе», — делится деталями наш рассказчик.
С теми, кто решался присвоить «выручку», не церемонились, один телефонный звонок, и «нахал» передан в руки стражей правопорядка. При «трудоустройстве» люди отправляли «работодателям» свои паспортные данные.
Курьеров, присваивающих деньги, сдавали полиции
«Выходной у нас был только в воскресенье. В остальные дни с 10 утра до 23 вечера по московскому времени велась работа. Курьер всегда должен был быть онлайн, наготове выехать в любую точку города и даже в деревню», — делится Максим.
На руках у курьера всегда были две банковские карты, на которых лимит не был ограничен. Как только добыча попадала к нему, он все полученные у жертв деньги отправлял на специальный счет. Пластиковые карты обычно оформлялись на постороннего человека, который получал за «услугу» 25 тысяч рублей. Люди с финансовыми проблемами от такого простого заработка не отказывались.
«Я отслеживал работу курьеров от и до. Внешний вид, что говорить людям при встрече, по какой схеме вызывать такси. Не было ни разу такого, чтобы перед курьером закрыли дверь. В этот момент у человека уже не работает логика, он следует плану», — продолжает откровения наш рассказчик.
Номера потенциальных жертв брали из специальной базы, ведал которой глава преступной группировки. Его Максим никогда не видел, только разговаривал по телефону, когда в «команде» возникали кадровые проблемы. А поставщиками базы данных были сотрудники салонов сотовой связи, которые при помощи теневых порталов сливали информацию за вознаграждение.
Фрагмент базы данных «Яндекс Еда»
«В файлах, которые мошенники покупают у работников сотовых операторов, есть всё: имена, кому чаще всего звонят, семейный ли человек, где он работает и сколько зарабатывает. Каждый такой файл содержит около 60-ти человек, потенциально подходящих на роль жертвы».
Базу данных мошенники могут заполучить не только через салоны сотовой связи, есть и еще поставщики прибыльной информации. Их на самом деле огромное количество, поскольку каждый из нас регулярно делится с миром своими персональными данными. В частности, при заполнении анкет для получения разного рода дисконтных карт, при регистрации на различных интернет-сервиса. Так, за последние два года в новостных лентах интернет-изданий не единожды появлялась информация об утечке базы данных крупных компаний. В частности, в открытый доступ попали данные клиентов «Спортмастера» и сервиса «Яндекс Еда».
«В открытый доступ были «слиты» контактные данные пользователей, среди которых были не только номера телефонов, но и почтовые адреса, даты рождения, пол, адреса доставки», — сообщает РБК.
Каждый рабочий день в цепочке Максима совершалось не менее 150 звонков, удачными для мошенников становилось приблизительно 5-7 из них. Бывало и так, что жертвы намеренно разыгрывали доверчивость, а на пороге курьера встречали люди с наручниками. Один из таких попавшихся и сдал правоохранителям нашего рассказчика, с которым был знаком лично.
Курьер сдал своего начальника
Завершая откровения, молодой человек призывает граждан не отвечать на звонки с неизвестных номеров. Если же трубка была взята, нужно проверять ту информацию, которую сообщают незнакомцы.
«Когда звонят и говорят, что родственник попал в беду, вы скорее всего, не сможете до него дозвониться. У мошенников есть и его номер тоже, и ему будут звонить, чтобы телефон был занят. В этот момент не нужно паниковать, а надо просто немного подождать, найти другой способ связаться с близким».