Статьи25.07.2023 - 12:36

Поворот на Восток, рост цен и восстановление спроса: что происходит с российским авторынком

Россию покинуло большинство мировых автомобильных брендов, в связи с чем отечественному автомобилестроению понадобилось время на адаптацию к новым условиям. Наладить производство и спрос удалось с помощью разворота на Восток, однако, несмотря на импортозамещение, избежать заметного повышения цен не удалось.

Фото: из открытых источников

Автомобильный рынок – один из крупнейших сегментов потребительской экономики, важнейшая часть обрабатывающей промышленности. На начало 2023 года в России числилось 45,4 млн легковых автомобилей.

 

 

В среднем россияне тратят на покупку новых и подержанных легковых машин 600 млрд рублей в месяц. Учитывая, что месячные потребительские расходы россиян составляют 5,2 трлн рублей, получается, что на автомобили уходят 11,5% доходов. А ведь есть ещё сектора автозапчастей и услуг по ремонту автомобилей. Только на автозапчасти для отечественных легковых автомашин жители России потратили в 2022 году 419 млрд руб.

Поэтому от самочувствия автомобильного рынка зависят тысячи предприятий и сотни тысяч работников (если не миллионы) по всем регионам страны. Также его состояние является хорошим индикатором здоровья экономики страны. 

 

Ситуация с производством 

Уход автогигантов из «недружественных» стран сильно повлиял на ситуацию с профильным производством. К концу 2022 года Россию покинули 46 автобрендов из 60. В результате показатели автопромышленности, многие предприятия которой контролировались иностранцами, сильно просели. По итогам первых пяти месяцев 2023 года производство легковых машин составило 82% к соответствующему прошлогоднему периоду.

Однако в последние месяцы наблюдается восстановительный рост. За май российские предприятия произвели автотранспортных средств на 207 млрд руб. Это почти в два раза больше, чем в мае 2022 года.

По отдельным видам производства ситуация по итогам мая 2023 года выглядит следующим образом (тыс. шт., динамика за год):

  • двигатели для автотранспортных средств – 18 (+60%);
  • легковые авто – 42 (+11 раз.);
  • грузовики – 13 (+ 72%).  

Как можно заметить, отечественное автопроизводство адаптировалось к уходу зарубежных партнёров и наращивает самостоятельный выпуск. 

 

Торговля

В 2022 году россияне приобрели 630 тыс. новых авто, что на 60% меньше, чем в 2021 году.

В значительной степени такая динамика объясняется ростом цен. В 2022 году новые машины подорожали на 25%. Увеличение цен, правда с чуть более скромными темпами продолжилось и в текущем году. В результате новый автомобиль стоит сейчас в среднем 2,6 млн рублей (в 2022 году было 2,2 млн, в 2021-м – 1,99 млн, в 2020-м – 1,6 млн)

Однако, несмотря на подорожание, в июне 2023 года продажи новых авто приблизились к 83 тыс. единиц, что в 2,5 раза больше, чем год назад.

В результате за I полугодие 2023 года рынок вышел в плюс: было реализовано более 400 тыс. новых авто, что на 14% больше, чем в прошлогодний период.

В значительной степени такой рост подстегивается увеличением автокредитования. В мае 2023 года банки выдали автокредитов на 118 млрд руб.

Что касается автобрендов, то российские и китайские производители по итогу I полугодия 2023 года контролируют по 40% отечественного авторынка. Годом ранее их совокупная доля была немногим более 1/3.

 

 

Как можно увидеть из приведенных цифр, авторынок в последние месяцы демонстрирует позитивную динамику. В сфере производства и торговли его показатели превысили цифры 2022 года.

Дальнейшее развитие автомобильного рынка зависит от удержания траектории восстановительного роста и поддержания макроэкономической стабильности.

Реклама