В условиях санкционных ограничений состояние экономики Китая представляет значительный интерес для России. Ведь эта страна не только является крупнейшим покупателем российской продукции за рубежом, но и ключевым поставщиком товаров для нужд СВО. Принято считать, что экономика Китая если уже не обогнала, то вскоре обойдет экономику США по ключевым показателям, однако в последние недели на Западе стали громогласно заявлять о кончине 40-летнего периода расцвета китайской экономики. Что же происходит – разбираемся в экономике КНР.
На начало 2022 года Китай был крупнейшим торговым партнером России.
По итогам 13 месяцев (2021 год и январь 2022 года) его доля в российском экспорте составила 13% (66,5 млрд долл.), а импорта – 25,2% (75,4 млрд долл.).
Лидирующие позиции Китай продолжал удерживать и после начала СВО: по итогам 2022 года товарооборот России с Китаем вырос на 28%.
Особо важным покупателем Китай выступает на рынке российских топливно-энергетических товаров (% в общем объеме экспорта на июль 2023 года):
Рисунок 1 – Основные покупатели на экспортируемую продукцию ТЭК России. Источник: Centre for Research on Energy and Clean Air
В абсолютном выражении Китай в I полугодии 2023 года заплатил за российские нефть, газ и уголь более 30 млрд долл.
Наглядно растущую роль КНР в российской экономике показывает увеличение значения юаня во всех сегментах валютных операций.
Рисунок 2. Динамика юаня в валютных расчетах. Источник: Центробанк
По итогам июля доля юаня в расчетах по российскому экспорту составила 25%, а по импорту – 34%.
Из приведенных цифр понятно, почему здоровье китайской экономики так важно для России.
По своим размерам, если считать по номинальным валютным курсам, китайская экономика уступает только экономике США: 19,4 трлн долл. и 26,9 трлн долл. (весь мировой ВВП = 106 трлн долл.).
Данная ситуация явилось следствием того, что в течение нескольких десятилетий ВВП Китая рос двузначными темпами.
Однако в 2023 году прогнозируется, что ВВП Китая вырастет на 5,2%, а в следующие годы рост снизится до диапазона 3-4%.
Первое – модель роста, которая полагалась на огромные инвестиции (в значительной степени государственные) в инфраструктуру, производство и строительство, постепенно теряет свою эффективность.
Примером является сектор недвижимости с долей 20% в китайской экономике. Многие годы растущий рост экономики стимулировал приток населения в крупнейшие мегаполисы, что сопровождалось массовым строительством жилья и ростом его стоимости.
Но последствия covid-19 и ужесточение госрегулирования привели к тому, что за последние три года более 50 китайских застройщиков объявили дефолт или испытывают проблемы с выплатой долгов.
Наглядный пример – China Evergrande, которая подала заявление о банкротстве 17 августа. Сумма ее долгов – 335 млрд долл.
Другой пример – крупнейший застройщик КНР Country Garden, который имеет проблемы с выплатами обязательств на 200 млрд долл.
Второе – страна испытывает проблемы с внешней торговлей: с начала года китайский экспорт снизился на 5% в годовом выражении, а импорт упал на 7,6%.
Третье – у Китая огромные долги, что уменьшает его возможности по стимулированию экономики.
По данным Банка международных расчётов, общий долг Китая, в том числе принадлежащий местным органам власти и госкомпаниям, достиг в 2022 году 300% ВВП, превысив уровень США.
Но если экономические проблемы могут быть постепенно урегулированы рынком и государством, то демографические сдвиги не имеют такого решения.
В 2022 году население Китая сократилось впервые за 60 лет. Хотя это сокращение (0,85 млн человек) не выглядит значительным по сравнению с населением страны 1,41 млрд человек, но снижение рождаемости в последние годы носит устойчивый характер.
Рисунок 4. Демографический тренд КНР. Источник: Bloomberg
В следующие годы данная тенденция будет означать старение населения и уменьшение постоянного притока новой рабочей силы.
В США и других странах Запада тоже существует подобная тенденция, но там она компенсируется миграцией, что вряд ли возможно в Китае.
Это значит, что у Китая в долгосрочном плане будут проблемы с динамикой населения, которые неизбежно отразятся и на экономике.
Экономика Китая будет развиваться и дальше, хотя и меньшими темпами. По прогнозам аналитиков, к 2050 году она выйдет на первое место в мире с ВВП 42 трлн долл. (США – 37,2 трлн, Индии – 22,2 трлн).
Но нужно принимать во внимание и неблагоприятный сценарий, когда объективные обстоятельства (в первую очередь демография и огромные долги) будут мешать её качественному и количественному росту.
Для России сценарий возможных проблем с экономикой Китая означает необходимость диверсификации внешних связей и развитие внутреннего производственного сектора.