Статьи24.07.2024 - 16:00

Новый фасад России. Что ждёт этот регион после визита Мишустина?

Больше новостей в сюжете: Богатства регионов России

Россия в очередной раз поворачивается к своим глубоким тылам... И премьер Мишустин едет в Центральную Сибирь и на Дальний Восток. Да – и в Магадан тоже.

Фото: Правительство РФ

Хотя если задуматься, можно задать простой вопрос: почему это Дальний Восток считается «тылом», окраиной? В конце концов, великие восточнославянские племена и сделали себе имя в истории осваивая, колонизуя огромные территории к востоку и северо-востоку от своего первоначального ареала обитания между Доном, Днестром, Днепром и Ильмень-озером...

Потому-то и носит название Русской самая большая равнина в Европе, а про освоение севера Евразии – нужно и сегодня писать книги и снимать фильмы. Но обратимся от лирики к практике.

Наведение порядка продолжается

За свою карьеру в качестве председателя правительства Михаил Мишустин уже во второй раз посетил Магаданскую область. Первый раз он прилетал на Колыму в 2020 году. Та поездка ознаменовала собой на деле историческую веху, так как правительство страны обратило внимание на самые восточные регионы и начало их поддерживать различными мерами.

Кроме того, в том визите был и геополитический подтекст. В прямом смысле начинался «разворот на восток», который требует опережающего развития регионов ДФО.

Среди прочего, такая политика подразумевает и приведение в порядок внешнего облика столичных городов регионов Дальнего Востока России. После памятной поездки Мишустина это начали делать и в Магадане.

Парк Маяк 

Для города подготовили мастер-план с массой мероприятий по ремонту и строительству объектов. Мастер-план имеет бюджет в 214 млрд рублей до 2030 года, из которых  58 млрд освоено.

В частности на берегу живописной бухты Нагаева был построен парк Маяк со спортивными и прогулочными зонами для горожан. Также был создан этнопарк Дюкча на берегу Охотского моря, дающий представление о быте оленеводов.

 В новом строящемся аэропорту Магадана

Тогда же был дан старт строительству нового терминала магаданского аэропорта им.  В. Высоцкого. Отметим, что последний раз этот аэропорт серьезно расширялся в начале 1990-х годов, более 30 лет назад.

Инвесторы навострили нюх

На этот раз поездка была не менее обстоятельной. На встрече с Мишустиным губернатор области Сергей Носов напомнил премьеру о монопрофильном характере экономики региона. Львиную долю бюджета составляют доходы от добычи и продажи золота.

«Ожидаем рост добычи золота на 5,6 тонн в сравнении с прошлым годом», - отметил Носов.

По его словам, к региону просыпается интерес у крупных федеральных инвесторов-компаний по добыче полезных ископаемых.

Носов рассказал Мишустину о перспективах региона

«Сюда на добычу заходит дочерняя компания «Алросы». Рассматривают возможности другие крупные игроки», - рассказал губернатор.

Не следует думать, что золото даёт региону неслыханное богатство. Весь бюджет Магаданской области – всего 50 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом крупных городов-миллионников на «материковой» части России.

Понятно, почему почти все годы постсоветского периода Приколымье теряет население. Если в 1987 году в области жило порядка свыше полумиллиона человек, то сейчас всего 133 тысячи.

Не златом единым

Мало того, что это удалённый (хоть и очень красивый) регион, мало того, что здесь экстремальный климат. Так ещё и напасть с отсутствием рабочих мест не давала нормально развиваться и жить.

За последние годы тенденция разворачивается вспять. Носов указал, что при официальных четырёх сотнях безработных в области сейчас более трех тысяч рабочих мест. И нехватка персонала сказывается ощутимо.

Парадокс заключается в том, что чтобы сделать Магаданскую область ещё привлекательнее для перспективных кадров, нужно наращивать её благосостояние. А это значит – повышать валовый региональный продукт. Как? Через создание новых рабочих мест!

Вид на центр Магадана и бухту Нагаева

Речь о том, что помимо добычи золота на этой земле собираются развивать новые виды бизнеса. Так, Мишустин в эту поездку побывал на предприятии «Омега-Си», которое производит пищевой рыбий жир.

Благо рыбой – источником жира – здешние места богаты. Эта компания сейчас имеет годовую выручку под 700 млн рублей, и будем надеяться, она даст появление новому кластеру магаданской экономики.

В порту Магадана

Но основным «тягачом» должен стать обновлённый Магаданский морской рыбный порт. Ещё с советских времён его развитию мешали затонувшие суда – наследие «романтической» бесхозяйственности при освоении Дальнего Востока. Это проблема, кстати, касается и других портов округа – Петропавловска-Камчатского, Певека.

Догнать и перегнать СССР!

За три года были проведены работы по подъему 20 затонувших суден. Проведены инфраструктурные работы. Сейчас дело за главным. Требуется инвестор. И скорее всего, им станет «Дальневосточное морское пароходство», которое всему миру известно под аббревиатурой FESCO (Far-Eastern Shipping Company).

Эта корпорация сегодня де-факто является государственной. Её государственный статус должен помочь в деле создания центр комплексного обслуживания судов рыбопромыслового и транспортного флота.

После постройки инфраструктуры, Магадан станет крупным центром рыбной промышленности России. По сути – вернётся к тому статусу, которым обладал в советские годы.

Проспект Ленина в Магадане в советские годы

А в центральной и европейской части страны будущую продукцию магаданского тоже будут получать. Это написано не для красного словца.

Уже несколько лет проектируется продолжение строительства железнодорожной магистрали от станции Нижний Бестях под Якутском до Магадана. Она должна стать дублёром автотрассы «Колыма».

Далеким землям не хватает дорог 

Принципиально этот вопрос был решён ещё на V Восточном экономическом форуме во Владивостоке в 2019 году. Так что вектор понятен и его надо придерживаться. Всё это вместе и должно вновь сделать привлекательным отдалённые районы нашего Дальнего Востока, которые отнюдь не являются «тылами». Скорее уж – ещё одними фасадами.

Реклама