Высокое призвание и большой талант – высокая и ответственность перед самим собой, своей судьбой. Это всегда видно по драмам звезд и иных «небожителей» нашего времени. Мало ли историй о тех из них, кто, достигнув вершин профессионального и общественного признания, в личной жизни оставался у разбитого корыта? Или имел другие неприятности, наживал врагов?
Даже блистательной Людмиле Максаковой не удалось избежать коварных ловушек судьбы. Хотя, конечно, нельзя назвать её судьбу несчастливой. Впрочем, судить вам, читатель.
Родилась будущая звезда в семье баритона Большого театра Александра Волкова и оперной певицы из того же театра Марии Максаковой. Отец эмигрировал в США, когда девочке было всего два года, потому она его не помнит.
Вообще, детективного в биографии Максаковой немало. Эмиграция отца и то, что Сталин благоволил к её матери Марии Максаковой, дали поводы для пересудов о том, что якобы генералиссимус и есть её реальный отец. Отчество Людмиле дал Василий Новиков, друг матери. Так он стала Васильевной, а не Александровной.
Мария Петровна воспитывала дочь в абсолютно старорежимном духе. Девочке запрещалось гулять с друзьями, ходить в гости или в кино.
Одевала мама дочь в старомодные платья, сшитые на заказ. В 1940-50-х годах Людмила ходила в давно отживших своё капорах, пелеринах и оборках.
Естественно, что в среде сверстников Люда была в детстве белой вороной. Её нередко обижали и могли поколотить: она отличалась.
Но не всё было неверным в воспитании. Мария Петровна настояла на том, чтобы Людмила училась в музшколе, осваивала иностранные языки, кулинарию, вышивку.
Всё это сыграло свою роль в тот момент, когда Людмиле нужно было выбирать жизненную стезю. Когда-то ей довелось увидеть французскую пьесу. Та невероятно потрясла Максакову и выбор был сделан. Вместо переводчицы она стала актрисой.
Максакова окончила знаменитый театральный институт им. Б. Щукина и поступила в академический театр им. Евгения Вахтангова. Людмила Максакова сразу заставила говорить о себе взыскательную театральную публику столицы.
Её роли Адельмы в «Принцессе Турандот» и Жорж Санд в «Лете в Ноане» оставили незабываемые впечатления у тех счастливчиков, что видели её на сцене.
Ну а с середины 1960-х годов Максакова стала привлекаться и к съёмкам фильмов. Слава окончательно накрыла молодую и яркую звезду отечественных подмостков.
Наступило время и любовных побед. Однако сразу отвлечемся: проблема многих людей (не только звёзд и гениев) в отношениях в том, что они не имеют таких чётких границ, как карьера. Максаковой тоже пришлось испытать эти риски.
Первым её мужем был Феликс-Лев Збарский, художник. Брак был гражданским, неофициальным. Формально говоря, они прожили вместе около десяти лет. У них появился сын, Максим Львович Максаков, от которого у Людмилы Васильевны есть ныне и внуки, и правнуки.
Прославился на всю страну, однако, не брак Збарского и Максаковой. В начале 1960-х Максакова отдыхала в Крымском санатории «Актёр», где познакомилась со знаменитым кинокомпозитором Микаэлом Таривердиевым (среди прочих его работ – музыка к «17 мгновениям весны»).
Так вот и закрутился роман актрисы и композитора. Таривердиев был женат трижды, но Максакова в число жён не попала. Впрочем, им это и не нужно было. Они наслаждались жизнью.
Рухнуло это счастье в момент. После одной из вечеринок с участием советского кинобомонда Таривердиев вызвался развести людей по домам на своём автомобиле. Однако он был уже нетрезв и ехал с превышением. На дорогу выбежал 16-летний парень, который спешил на свидание. Его и сбил автомобиль Таривердиева.
Мы не просто сделали именно такой оборот: «автомобиль Таривердиева». До сих пор ходят слухи о том, что за рулём сидела сама Максакова. А вину её (подросток умер через три дня) взял на себя композитор.
Таривердиеву удалось отделаться лишь условным сроком, помогли связи, хороший адвокат. Но отношения этого кризиса не выдержали, Максакова и Таривердиев разошлись навсегда.
Брак со Збарским тоже долго не протянул. Максаковой в итоге надоело жить на два дома после рождения ребёнка. Художник обитал в богемной мастерской, что не подходило младенцу. Кроме того, Феликс был ревнив и настаивал на том, чтобы Людмила бросила профессию.
Официальным и самым «стабильным» мужем Людмилы Максаковой стал... уроженец Праги. Петер Андреас Игенбергс происходил из прибалтийских немцев. Он получил степень доктора физико-математических наук и работал в Москве в компании «Сименс»
Паре немало пришлось помыкаться, чтобы ЗАГС зарегистрировал брак: в те годы женитьба с иностранцами была делом предосудительным. Но наконец это свершилось, пару расписали.
Союзу суждено было стать главным в жизни знаменитой советской актрисы. Сама Максакова не раз говорила:
«За мужем я как за каменной стеной».
В 1977 году у Игенбергса и Максаковой родилась дочь – Мария Максакова-Игенбергс. Счастье – было, хотя из-за замужества за иностранцем актрисе запретили выезд за рубеж.
Но ничто не длится вечно. В 2018 году Петер Андреас Игенбергс умер от инсульта. Людмила Васильевна тяжело переживала смерть супруга.
А в 2016 году её сын получил приговор суда. Максим Львович был признал виновным в расхищении бюджетных средств, выделенных ему на пропаганду здорового образа жизни. Максима освободили в том же году, зачтя в срок наказания время в СИЗО и под домашним арестом. Людмила Максакова в преступления сына не верила, переживала и считала преследование несправедливым.
С дочерью от Игенбергса получилось ещё круче. Мария Максакова-Игенбергс (ныне признана иноагентом) пошла по стопам именитой бабушки, в честь которой её и назвали. Она стала оперной певицей.
Личная жизнь Максаковой-Игенбергс была ещё более бурной, чем у матери. После ряда перипетий она в 2015 году вышла замуж депутата Госдумы от КПРФ Дениса Вороненкова. Однако у того крепко не заладились отношения с российской Фемидой.
Вороненков и Мария Максакова бежали в Киев в октябре 2016 года. Вероятно, это стало последней каплей в отношениях Людмилы Максаковой с дочерью – они перестали общаться. А через полгода Вороненкова убили в центре Киева.
Людмила Максакова не стала церемониться, она помнила, где её Родина, потому сопроводила смерть своего зятя словами:
«Изменнику Родины там и дорога».
Пока что все попытки Марии Максаковой наладить отношения с матерью безуспешны. Людмила Максакова сама растит детей Марии от первого брака с Владимиром Тюриным, однако сына от Вороненкова, Ивана, считает незаконнорожденным. Так что, пока, по всем канонам, драма продолжается.