Статьи24.06.2024 - 18:49

Школьный стрелок, «бог» из Казани и «кровавая няня». Где сейчас убийцы-психи и могут ли они выйти на свободу?

Три года назад выпускник казанской школы застрелил семерых восьмиклассников и двух учителей. За пять лет до этого уроженка Узбекистана, работавшая няней, отрезала голову ребенку, а потом ходила и показывала ее на улице. И таких ужасающих случаев - немало. Как правило, люди, совершающие столь жуткие преступления, психически нездоровы. О том, какая участь ждет преступников, признанных судом невменяемыми, - в нашей статье.

Фото: коллаж RuNews24.ru

Палата – не камера

Принудительное лечение по приговору суда пациенты проходят, как правило, в обычных психиатрических лечебницах. Причем, для большинства из них условия схожи с больничными (к такой мере приговариваются не только убийцы). Так, в 2019 году на принудительное лечение, к примеру, была отправлена Ирина Гаращенко, мама девочки-маугли, державшая пятилетнего ребенка в московской квартире с мусором.

На судах женщина выглядела абсолютно адекватной: плакала, волновалась за дочь и утверждала, что мусор в квартиру ей принесли какие-то враги, специально, чтобы подставить и отобрать ребенка.

 Ирина Гаращенко в суде вела себя вполне адекватно

 

Судебно-психиатрическая экспертиза выявила у Гаращенко серьезное отклонение, она была приговорена к принудительному лечению в психиатрической лечебнице закрытого типа. Но что это за учреждения, мало, кто знает.

«Да, на окнах есть решетки, и все пациенты сидят на медикаментах различной силы, в зависимости от диагноза, но живут в палатах, а не в камерах, - приоткрыл завесу тайны Иван Мельников, вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека. - Свободно могут ходить по коридору и даже выходить во двор на прогулку. Но есть и отдельные корпуса для самых опасных и тяжелобольных. Это более серьезно охраняемые здания с особыми условиями».

Вид из окна Психиатрической клинической больницы № 4 имени П. Б. Ганнушкина

 

На территории больниц за пациентами, решением суда направленными на принудительное лечение, следит персонал, а не сотрудники ФСИН, как кто-то может предположить. Как правило, это физически крепкие, хорошо обученные мужчины. Снаружи учреждения охраняются полицией и сотрудниками частных охранных предприятий.

 

Кровавая няня

В феврале 2016 года по стране разлетелась ужасная новость: в Москве няня задушила четырехлетнюю девочку, потом отрезала ей голову, положила в пакет, подожгла квартиру и отправилась на такси в сторону метро.

Там она положила на землю молитвенный коврик и, встав на колени, начала молиться. На просьбу правоохранителей показать документы, женщина предъявила им… голову ребенка. При этом она призналась, что убила его, а теперь взорвет и себя.

 

Гюльчехру Бобокулову признали невменяемой

 

Позже выяснилось: уроженка Узбекистана несколько лет проработала няней в одной московской семье – она ухаживала за ребенком-инвалидом. Убить несчастную ее, якобы, заставили голоса в голове. Об этом женщина поведала психиатрам.

Также вскрылся факт того, что в молодости ей поставили диагноз «Острый шизофренический эпизод. Галлюцинаторный синдром», который она, естественно, скрыла от работодателей. Гюльчехру Бобокулову признали невменяемой и поместили в психиатрическую лечебницу Казани.

Стихийный мемориал около входа на станцию метро, где была задержана с отрезанной головой ребенка Бобокулова

 

Смерть без причины – признак…

Еще один персонаж, отправившийся на «принудиловку», - Сергей Гордеев, который в 2014 году, будучи десятиклассником, заявился в свою родную школу, что в московском микрорайоне Отрадное, с двумя карабинами, спрятанными под длинным пальто. Он взял в заложники свой класс, потом убил учителя и полицейского. Еще один страж порядка был тяжело ранен.

Школьный стрелок Гордеев

 

Примечательно, что парень хорошо учился, шел на золотую медаль. Почему решился на убийство, старшеклассник толком объяснить не смог. Сдаться властям его уговорил отец.

Психиатры Института имени Сербского поставили Гордееву диагноз «параноидальная шизофрения» и отправили на принудительное лечение в Смоленскую психиатрическую больницу.

 

«Чёрный дельфин» вместо «психушки»

А вот его «коллеге по несчастью» из города Казани – Ильназу Галявиеву, объявившему себя Богом и убившему девять человек, семь из которых восьмиклассники его родной школы, повезло гораздо меньше.

Несмотря на то, что он прошел психолого-психиатрическую экспертизу в Институте имени Сербского, и у него обнаружено было шизоидное расстройство, невменяемым он признан не был.

Ильназ Галявиев получил пожизненный срок

 

Остаток жизни по приговору суда (пожизненное заключение) он проведет в колонии «Черный дельфин», которая славится тем, что оттуда один выход – после наступления смерти. Правда, по закону Галявиев еще сможет попытать счастье, подав на УДО… через четверть века.

 

Всё может повториться

Как рассказал врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович, существует определенный регламент, который касается лиц, отправленных на принудительное лечение.

«Каждые шесть месяцев учреждение, в котором содержится такой человек, проводит скрининг-тесты, клинические интервью. Всё это строго протоколируется и попадает на стол комиссии из сотрудников этого же учреждения, - пояснил Федорович. – Заключение отправляется в суд. Если по медицинским показателям видно, что человек стабилен, а симптомы заболевания исчезли, судья может выписать его под наблюдение участкового психиатра».

Вход сюда может вскоре оказаться выходом обратно

 

Человек, прошедший принудительное лечение по решению суда, в дальнейшем (после выздоровления) не подлежит уголовному преследованию за совершенное ранее преступление, поскольку в момент его совершения был невменяемым, а значит не является субъектом преступления.

Получается, что тот, кто во время помешательства совершил жестокое убийство или акт терроризма, приведший к многочисленным жертвам, уже через год-другой может снова оказаться в обществе.

Но где гарантии того, что его вновь не переклинит и он не погубит чьи-то невинные жизни? И ему снова ничего за это не будет, и это всё может продолжаться до бесконечности…

Реклама