Статьи24.02.2024 - 09:07

«Запретите это немедленно!» Почему в России до сих пор не запрещен хиджаб?

Споры о запрете традиционной мусульманской одежды время от времени возникают в общественном дискурсе. Чаще всего эти споры касаются именно женской мусульманской традиции – хиджаба. Одна сторона говорит «оставьте нас в покое, мы имеем право на соблюдение своих религиозных законов», другая напоминает о светском государстве и нежелании ассимилироваться носительниц никаба. Давайте разберемся, кто из них прав.

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

 Разберемся с терминами

Первое правило любой дискуссии – стороны должны договориться об общих терминах. Не будем его нарушать. Итак, хиджаб – это одежда, которая скрывает тело и/или лицо, используемая мусульманками при выходе на люди. В узком понимании это вообще любая одежда, которая может выполнить такую функцию – платок, кофта с длинными рукавами, юбка в пол. А в широком – это традиция скромного женского наряда, предписанная шариатом.

Когда говорят о хиджабе чаще всего имеют в виду платок, который закрывает волосы, шею, плечи и грудь, оставляя открытым лишь овал лица. Такой платок на самом деле называется химар.

Никаб – головной убор, который оставляет открытым только глаза женщины. Состоит из повязки для глаз и двух прямоугольных платков – сверху глаз, покрывающий волосы и ниже уровня глаз. Шариат не требует обязательного ношения этого элемента. Кроме никаба, мусульманка при выходе из дома одевает также чадру и абайю.

Чадра – большой платок, который закрывает фигуру женщины от головы до ног. Обычно он никак не крепится к одеже, его приходится придерживать рукой.

Абайа – это платье с рукавами. Обычно черного цвета, но бывают и нарядные разноцветные, украшенные вышивкой, камнями и стразами.

Паранджа – самый закрытый вид одежды. Это халат, часто с ложными рукавами и с сеткой для глаз, которая позволяет носительнице видеть дорогу, но закрывает глаза для окружающих. Наиболее распространена в Афганистане и Израиле.

Не выставлять прикрас

Давайте же разберемся, что из этого обязательно в исламе, а что попахивает радикализмом. Исторически хиджаб имеет доисламское происхождение. Максимально покрывали тело одеждой аристократки, признак простолюдинок и рабынь – открытое взорам тело. Ношение хиджаба Коран предписывал обязательным женам Мухамеда. Но в раннем исламе формируется шариат, который обязал женщину носить хиджаб, чтобы ее не перепутали с блудницей или рабыней. Мусульманка должна «прикрывать своими покрывалами вырез на груди» и «не выставлять напоказ своих прикрас».

Здесь нужно упомянуть, что и сейчас в исламской среде ведутся споры. Либеральное крыло утверждает, что положения Корана об одежде «двусмысленны» и женщине достаточно быть скромной. Другие спорят о том, обязательно ли прикрывать лицо или его могут видеть только родственники.

Получается, что строгость в одежде женщины – это вопрос больше культурологический, нежели теологический. И здесь чаще всего опираются на традиции той или иной страны.

В суд нельзя

В исламских странах градус строгости довольно разный. От обязательного ношения хиджаба даже для туристок до умеренного подхода и даже запрета скрывать лицо в общественных местах.

К примеру, в Саудовской Аравии и Иране на законодательном уровне все женщины, какую бы они веру не исповедовали, обязаны носить хиджаб. В Иране до 1979 года его ношение было запрещено, а потом стало обязательным.

В Турции женщину в хиджабе не пустят в суд или в полицию. В Сирии женщину с закрытым лицом не пустят в вуз (на преподавателей этот запрет не распространяется).

В среднеазиатских странах, которые входили в СССР, – в Таджикистане, Туркменистане, Киргизии, Узбекистане, Азербайджане и Казахстане «покрытым» женщинам запрещено приходить в образовательные и государственные учреждения.

Европейские ценности

Одной из первых в Европе обратила внимание на тему хиджаба Франция. В обществе господствовало убеждение, что такие требования к одежде не способствуют интеграции и неприемлемы в светском государстве. С 2004 года здесь запрещено в образовательных учреждениях носить одежду и символы, которые демонстрируют принадлежность к религии.

А с 2011 года в общественных местах Франции запрещен никаб и вообще любая одежда, скрывающая лицо. Сторонники запрета говорили, что эта религиозная традиция не только свидетельствует об отказе от европейских социальных норм и сексизме, но и препятствует идентификации личности.

Последний аргумент нельзя назвать безосновательным, случаев, когда теракт совершали женщины в черных одеждах и «без лица» немало. Сами противники никаба среди мусульман говорят, что такая одежда ассоциируется у людей с радикалами и только отпугивает всех от ислама.

Кроме Франции, публичное ношение никаба запрещено в Бельгии, Нидерландах, Германии и Австрии. В Швейцарии же с 2009 года запрещено строительство новых минаретов, а с прошлого – носить хиджаб. Ради этого даже проводили референдум.

А что в России?

В России, когда говорят о запрете ношения мусульманских головных уборов, имеют в виду учебные заведения. В законе такого прямого запрета нет. Закон «Об образовании» 2012 года отдает этот вопрос на откуп администрации школ и вузов. Те должны сами определять внешний вид и необходимость в форме учащихся. Однако в 2013 году Минобр разработал типовые требования к одежде школьников, в которых закрепил «светский характер» внешнего вида.

Такая невнятная позиция закона вылилась в несколько скандалов на этой почве. В октябре 2013 года на Ставрополье директор сельской школы запретила приходить на занятия в хиджабе. Ее позицию поддержало правительство региона, в разработанных спустя несколько дней требованиях к внешнему виду учащихся. Нормативно-правовой акт запрещал школьницам посещение учебного заведения в религиозных головных уборах.

Родители инициировали судебное разбирательство, ссылаясь на свободу вероисповедания. Дошли даже до Верховного суда, но и там им указали, что такой запрет не ограничивает права, а обеспечивает светский характер образования.

Похожий прецедент, тоже со школьницами-мусульманками, произошел в Мордовии, где в 2014 году региональные власти ввели аналогичный запрет на ношение хиджаба и одежды с религиозными атрибутами. Мусульманское сообщество обратилось в суд, и суды всех инстанций отказались удовлетворять иск, ссылаясь на необходимость устранения религиозных различий и организации деловой атмосферы в образовательной среде.

Линия прямая

Похожие запреты есть в Астраханской, Мурманской и Ростовской областях, а также Татарстане. Но почему опыт в сфере образования не спроецируют на другие сферы или вовсе не запретят появляться женщинам на улицах в хиджабе?

Путин еще в 2013 году на «Прямой линии», отвечая на вопрос про обилие женщин в хиджабах на улицах российских городов, прямо отметил на то, что ношение таких головных уборов в школах недопустимо:

«Ничего хорошего в этом нет - это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Вопрос не дозрел

После очередного школьного скандала свое мнение по этому вопросу высказал Рамзан Кадыров. Он назвал людей, запрещающих хиджабы в школах, фашистами.

«Те, кто не разрешает строить мечети, не разрешает носить хиджабы, исламскую форму одежды – они являются частью украинского фашизма. Призываю всех, относиться к нам с уважением, или мы должны будем принимать меры во всех смыслах этого слова», – подчеркнул глава Чечни.

Впрочем, когда речь шла о никабах, десять лет назад, Рамзан Кадыров критиковал их носительниц и говорил, что это «первый шаг на пути к экстремизму»: «С этого начинали те, кто взрывались на улицах Грозного». И на этом спасибо, извините.

Другой лидер, религиозный, доктор теологии Дамир Мухетдинов, в интервью «Ленте» в 2017 году, говоря об отмене школьных запретов хиджаба, подчеркивал, что хотя мусульман в России «от 25 до 30 миллионов», (т.е. «15 процентов, а в ближайшем будущем — 20-25 процентов населения страны»), но вопрос с повсеместным разрешением хиджаба в школах «еще не дозрел».

Запретите это немедленно

В блогосфере время от времени разгораются огоньки. «Запретите уже хиджабы», – пишет блогерша с 70 тысячами подписчиков.

«Не надо оттягивать вопрос с хиджабами. Недовольство мигрантами происходит еще и потому, что они тащат к нам свои привычки и обычаи. Не надо стесняться вгонять в рамки», – ратует лидер общественного мнения.

Очевидно, что вопрос и впрямь «не дозрел» и консенсуса в ближайшее время в обществе не будет. Одни будут настаивать на своем праве одевать своих женщин, в соответствии со своими религиозными убеждениями, а другие требовать тотального запрета того, что их так пугает. 

 

Реклама