Экономическая политика нашего государства остаётся предметом серьёзных дискуссий и противоречий между разными игроками и в политике, и в экономике. Оформившийся ещё в десятых годах правопатриотический фланг российской политики ныне искренне пытается понять: что значит быть суверенным государством?
Ответ на этот вопрос, в общем-то, лежит на поверхности. Политический суверенитет тесно связан с экономическим. Это когда государство настолько обеспеченно ресурсами и товарами, что может относительно свободно вступать в любые отношения с любым другим государством на планете.
Полной автаркии не существует, она и не нужна. Однако, когда по критическим группам промышленных товаров в стране существует зависимость от внешних сил, это, конечно, плохо. Потому и существует в нашей стране дискуссия между «патриотами» и «либералами» в экономике.
России действительно потребна масштабная модернизация экономики, включающая и частичную реиндустриализацию. Санкции Запада, особенно в сфере высоких технологий – удавка на шее нашей экономики и обороноспособности. Вывод тоже на поверхности: развивать свои производства.
Но как это делать, если позиция Центробанка и Минфина РФ известна уже более полутора десятков лет: денег нет. Либо: снижать ставку нельзя, так как – инфляция. Всё. Такие вот аргументы.
Потому в России и серьезные проблемы у серьезного технологического, инновационного бизнеса, требующего своей матбазы. Её не на что купить, а кредиты стоят безумно дорого из-за политики финвластей.
Недавно такая финансовая политика стала предметом разбора даже на таком канале, как «Царьград». Там и припомнили фразу премьера Медведева из 2016 года – «Денег нет, но вы держитесь». И хотя сказал он её в ответ на жалобы о маленькой пенсии, всё поняли контекст как надо.
Т.е. государство, несмотря на все призывы развивать и реальный сектор экономики, и технологии, и даже социальную сферу, отделывается старыми макроэкономическими клише. Дескать, вброс денег в экономику, кредитование промышленности приведёт к росту цен, обесценению денег, и, в дальнейшем – к кризису и краху экономики России.
Что ж, разберем. В том же «Царьграде» экономист Андрей Подойницын вспомнил о совсем недавнем опыте работы Михаила Мишустина.
«В 2022-23 годах правительство проводило политику добавления денежной массы в экономику. По 25% в год. Это наоборот приводило к снижению инфляции. Потому что в ответ росла и товарная масса», - заметил эксперт.
Здесь следует сделать вот какой акцент. В «ставших» экономиках Запада, давно устоявшихся, где современному капитализму от полувека и больше, правительства наоборот, проводили политику низких и практический минусовых процентных ставок.
Для максимального и быстрого развития своего бизнеса и его экспансии в мире. Ныне эта политика в прошлом, однако когда позволят обстоятельства, и в Японии, и в США, и во многих других местах к ней вернутся.
И ведь нельзя сказать, что в наших «коридорах власти» нет сторонников более нормального подхода к стимулирования развития промышленности, инфраструктуры, социальной сферы. Есть. Однако они разрознены.
В отличие от «либералов», которые с конца 1980-х годов представляют собой серьёзную силу. Даже начало спецоперации, разрыв с Западом, частичная деприватизация и начавшаяся замена политического и культурного «классов» в стране не поколебали позиций ни главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, ни главы Минфина Антона Силуанова.
«Мы знаем учёных, исследователей, политиков, которые транслируют патриотический взгляд на решение проблем экономики, описывающий способ достижения целей, поставленных президентом. Но это всё разрозненно, не оформлено, не собрано в какой-то социально признанный авторитетный поток. А у наших системных либералов есть источник трансляции их мнений. Это ЦБ прежде всего», - заметил всё тот же Подойницын.
Здесь мы можем только похвалить эксперта за честное описание ситуации, сислибов – за навыки самоорганизации (но больше во вред стране); а «эконом-патриотов» только призовём учиться этим навыкам у оппонентов (на благо России).
Ведь если в России есть «пятая колонна», то должен быть и свой «союз верных». Меж тем в дискуссию о экономике и связанной с ней судьбе страны включился и такой деятель, как кинорежиссёр Карен Шахназаров.
Он как раз напомнил, что многие статусные и небедные люди в нынешней РФ по-прежнему тесно связывают своё будущее с Западом. Они никак не обозначают своё присутствие, а просто выжидают, заметил он в одной из программ Владимира Соловьёва.
На таком фоне Шахназаров призвал общество не к репрессиям против заблуждающихся западников, а к единению. Аргумент у него простой: никакому Западу не нужна суверенная Россия, в том числе и экономически суверенная.
В случае победы Запада в геополитическом противостоянии, велик риск того, что они попросту разорят российских конкурентов, а оставшихся заставят работать исключительно на свои интересы. Т.е. против сущностных потребностей России и её народа. И даже против интересов большинства наших капиталистов.
«Если мы страну не реформируем в сторону более чёткой, единой организации, то ничего не добьёмся», - призвал крепить ряды чиновников-патриотов, общества и ответственного бизнеса Шахназаров.
Он сказал неприятную вещь: Россия и по сей день может проиграть на Украине. Этот вариант чреват колоссальной силы опасными последствиями. Потому нам всем нужно собраться не только для победы на фронте, но и для победы в тылу.