Сегодня, 23 июня – годовщина в своём роде уникального события в истории сверхновой России, военного мятежа ЧВК «Вагнер», развязанного 23 июня 2023 года. Беспрецедентная история нуждается в осмыслении, что мы и делаем.
Тогда неофициальный глава этой частной военной кампании Евгений Пригожин поводом для «похода» назвал удар по лагерю «частников» под Луганском. Якобы этот удар был нанесён силами Минобороны РФ под руководством тогдашнего министра Сергея Шойгу.
Был ли удар или нет – сложно сказать. Само МО РФ отрицает его. Но факт в том, что ещё с лета 2022 года Пригожин стал выступать через свои СМИ и соцсети с критикой руководства Минобороны.
Объектом критики был снарядный голод, ощущавшийся в те месяцы. Но, судя по всему, не только он. Наличие «второй армии», с десятками тысяч человек, не подчинявшейся генералитету и оказавшейся в ряде случаев более эффективной, стало само проблемой.
Конфликт зашёл настолько далеко, что весной 2023 года был выпущен приказ военного ведомства, чтобы все вагнеровцы заключили контракт с министерством. А это было не в интересах ни рядовых бойцов той структуры, ни Пригожина, для которого ЧВК была немалым лоббистским ресурсом.
В последние месяцы перед «выступлением» лидер «Вагнера» стал политизироваться, в его посланиях углядели претензию на смену курса страны. По мнению политолога Ильи Гращенкова, Пригожин захотел «скорректировать» его в пользу большей «левизны». Иными словами, большей «внутриэлитной демократии», смещения центра сил в сторону «эффективных», а не «бюрократов».
Естественно, «вещественными» требованиями вышедшего из-под контроля Пригожина стали решение снарядного голода и всего комплекса проблем армии.
Итак, колонна ЧВК вышла вечером 23 июня из лагеря под Луганском и заняла Ростов-на-Дону, перекрыв все значимые выезды из города.
Оттуда уже рано утром колонна двинулась в сторону Москвы. Через Ростовскую, Воронежскую, Липецкую и Тульскую области. По разным оценкам, в ней могли быть до 25 тыс. человек. У Пригожина и Ко были среди вооружения зенитная артиллерия и ПЗРК.
Владимир Путин выступил по всем каналам с заявлением, в котором объявил всё происходящее государственной изменой:
«Это удар в спину стране и народу. Именно такой удар был нанесён по России в 1917 году. Русские убивали русских, братья – братьев, а корыстную выгоду извлекали политические авантюристы и зарубежные силы. Мы не дадим этому повториться».
Трассы М-4 «Дон» и М-2 «Крым» были почти полностью перекрыты. Украинские, проукраинские и прозападные ТГ-каналы с предвкушением ждали, когда войска частной компании зайдут в Москву.
Это и было главным риском. Осади «Вагнер» Москву или войди на её окраины – его бы пришлось выковыривать оттуда с большими жертвами несколько недель.
К счастью, незадачливого главу «Вагнера» уговорили одуматься. Когда передовые части колонны ко второй половине 24 июня зашли в Московскую область, в Тульской глава Белоруссии Александр Лукашенко при содействии тогдашнего главы области Дюмина, уговорил Пригожина не продолжать «шествия в поддержку Путина».
На этом «программа выступления» закончилась. Россия, власть, все мы и вагнеровцы отделались легко. Не пришлось ни «Ахмату» брать штурмом Ростов-на-Дону, ни снимать с украинского фронта части для деблокирования Москвы. Погибшими в тех событиях считают до 15 человек, включая экипаж сбитого вертолёта Ка-52. Его уничтожили вагнеровцы, посчитав угрозой.
«Всех сегодня взбодрили!» - только и сказал Пригожин по итогам «мероприятия».
Можно было бы сказать, что «марш» закончился ничем, но это не совсем так. Его последствия эксперты прослеживают до сегодняшних дней. Попытка свергнуть хотя бы «часть» власти в виде нелюбимого Шойгу – слишком уж серьезное дело, чтобы его просто проигнорировать и забыть.
Тот же Гращенков указывал: несмотря на всю политизированную риторику Пригожина, у него не было планов свергать Путина и занимать Кремль. Решение о «выходе» было принято на эмоциях, благо Евгений Викторыч и впрямь бывал вспыльчив, а подобно любым сильным натурам не всегда просчитывал последствия своего гнева.
Даже многие из сотрудников многочисленных фирм его бизнес-империи признавали в последующие дни, что события 23-24 июня прошлого года были ошибкой.
«Сейчас, на фоне увольнений и уголовных дел против высших должностных лиц МО, трудно не подумать, что Евгений Викторович имел для критики все основания. Но поводом для мятежа я это все равно не считаю», - заметил в комментарии СМИ один из бывших медиа-соратников Пригожина, сотрудник РИА ФАН в дни этих событий Борис Гришин.
И впрямь: успешный магнат Пригожин мог добиться своего и иными средствами. В конце концов, лоббист он был неплохой. Путин на встрече с вагнеровцами озвучил цифру госсредств, пошедших на финансирование ЧВК – 86,2 млрд рублей.
Так или иначе, все случилось, как случилось. Самолёт с Пригожиным разбился 23 августа, ровно через два месяца после мятежа. Сама ЧВК «Вагнер» де-факто рассеяна по другим подразделениям ВС РФ.
А в народе ходят слухи о том, что сам Пригожин не погиб, а обретается где-то в Белоруссии, Сирии или Африке... Благо, что сам покойный любил давать поводы для подобных измышлений, регистрируясь на один рейс, а летя другим.
Вряд ли в ближайшее время нам стоит ждать легализации любых других ЧВК. Путин поступил правильнее: он просто заменил руководство Минобороны.
Косвенно он признал часть правоты мятежников. Но во времена войны с коллективным Западом как одним нельзя «зажимать» ресурсы из соображений ведомственных интриг, так и вторым не стоит затевать мятеж, могущий завершиться иностранной интервенцией...