Статьи23.05.2024 - 14:02

«Мне плохо. Я не знаю, где я»: стали известны подробности крушения вертолета Раиси

В Иране продолжается пятидневный траур по президенту страны Эбрахиму Раиси, остальным пассажирам и членам экипажа вертолета, который разбился в минувшее воскресенье в горах в районе Восточного Азербайджана. После исчезновения воздушного судна еще оставалась надежда на то, что трагедии удалось избежать. Но увы: 20 мая разбившийся вертолет был найден. У тех, кто находился на его борту, не было шансов выжить. Нам стали известны некоторые подробности инцидента.

Фото: из открытых источников

19 мая вертолет, на котором находились президент Ирана Ибрахим Раиси, министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, губернатор Восточного Азербайджана Малек Рахмати и представители Верховного лидера Ирана в Восточном Азербайджане Мохаммад Али аль-Хашем – всего 8 человек, включая 3 членов экипажа - двигался в сторону Иранской столицы.

 

В воскресенье президенты Азербайджана и Ирана приняли участие в церемонии открытия гидроузлов

 

Раиси и его сопровождающие возвращались с торжественной церемонии открытия гидроузлов  ГЭС «Гыз-Галасы», которое состоялось на границе двух стран в Тебризе. Летели на американском Bell 212. Иранская сторона уверяет, что изначально лидер страны и его сопровождающие должны были перемещаться на другом вертолете, но планы неожиданно поменялись.

Глава администрации президента Ирана Голам-хоссейн Эсмаили, который находился в одном из двух вертолетов сопровождения, позже поделился воспоминаниями о том дне:

«Примерно через полчаса после взлета мы оказались в районе медного рудника Сунгун. Там была облачность, поэтому пилот президентского вертолета дал указание набрать высоту и далее двигаться над облаками».

 

На поиски были брошены все силы

 

Прошло примерно 30 секунд после того, как вертолеты поднялись выше, как вдруг члены экипажа сообщили Эсмаили, что машина с президентом пропала из вида.

В этот момент облака рассеялись, внизу показался рудник Сунгун.

«Наш вертолет сделал разворот и вернулся на поиски, - продолжил рассказ глава администрации президента. – Пилоты сделали несколько кругов в том месте, где последний раз видели вертолет Раиси, и попытались установить радиосвязь с экипажем, но никто не отзывался».

В конечном итоге было принято решение приземлиться на шахте Сунгун.

Уже на земле те, кто летел в двух вертолетах сопровождения, попытались выйти на связь с пассажирами пропавшего Bell.

 

Вертолет упал в лесистой местности

 

На звонки ответил имам Джума-мечети иранского города Тебриз Сайед Мохаммад-Али аль-Хашем. Представитель администрации уверяет, что имам не мог точно сказать, где он находится. Он лишь повторял раз за разом только:

«Мне плохо. Я никого не вижу. Не знаю, где нахожусь и что произошло. Я под деревьями».

В течение примерно трех часов Сайед Мохаммад-Али аль-Хашем отвечал на звонки, а потом перестал брать трубку. Как позже выяснилось, все члены экипажа и пассажиры во время крушения погибли моментально, кроме имама, который скончался через несколько часов.

Однако в тот момент никто об этом не знал, надежда оставалась, а потому все силы были брошены на поиски пропавшего вертолета.

В район крушения прибыли 73 спасательных отряда, причем, не только иранских, но также турецких и российских.

 

В район поисков опустился густой туман

 

Поисковая операция продолжалась всю ночь. К этой работе были привлечены специально обученные собаки и дроны. Однако испортившаяся погода сильно осложняла поиски вертолета: туман, дождь, временами переходивший в снег. К тому же зона поиска – это лесистая местность, что также не способствовало работе спасателей.

На следующий день место крушения все же удалось обнаружить: остатки вертолета находились на высоте 2200 метров. Прибывшие спасатели сразу же отметили: «никаких признаков жизни нет».

В тот же день тела погибших были извлечены и направлены в Тебриз. Всех их опознали, так что судебно-медицинская идентификация не понадобилась.

Основная версия причины произошедшего прозвучала почти сразу: погодные условия. Вертолет президента врезался в пик из-за плохой видимости. Однако Голам-хоссейн Эсмаили настаивает на том, что видимость была достаточно хорошей. Облако действительно присутствовало, но опытный пилот Раиси сам дал указание подняться над ним. Тумана, который чаще всего называют «виновником» произошедшего, в момент трагедии в горах не было. Он сгустился позже, когда началась спасательная операция.

 

Место крушения вертолета Раиси

 

Турецкое издание Türkiye настаивает на том, что президентский борт был оснащен необходимыми для безопасности средствами сигнализации и навигации. Кроме того, в этот раз за штурвалом президентского борта были не служащие Корпуса стражей исламской революции, а военнослужащие армии.

Издание не исключает, что крушение вертолета с президентом Ирана может являться результатом не погодных условий или технической неисправности, а внутриполитической борьбы за власть или «внешним воздействием».

Внутренние враги у Раиси имелись, поскольку многие видели в нем преемника верховного лидера Али Хаменеи, в то время как другие прочили на это место сына Хаменеи Моджтабу.

Также имелось немало противников курса Раиси на сближение с Азербайджаном.

Согласно другой версии, целью возможного покушения являлся не сам Раиси, а летевший в том же вертолете глава МИД Ирана Амир Абдоллахиян, который считался одним из главных кандидатов на пост президента страны.

Ну и, конечно, никто не исключает возможности воздействия «внешних сил». И тут есть лишь один подозреваемый: Израиль. Который, понятное дело, мог действовать только с поддержкой своего «большого» брата - США.

Реклама