Она приехала воевать за «свободную Украину» с патронами на груди, косой до пояса и подписчиками в соцсетях. Сегодня 39-летняя норвежка Сандра Эйра, бывший депутат парламента и звезда «валькирий Зеленского», осталась без самого дорогого, без иллюзий и, по сути, без будущего: её заочно осудили, а те, кому она «помогала», просто предали.
Ещё несколько лет назад 39-летняя Сандра Эйра была депутатом норвежского парламента, но сегодня её имя чаще мелькает не в законодательных отчётах, а в скандальных репортажах о «иностранных легионерах» на Украине. Покинув политическую карьеру, она отправилась в зону боевых действий, где быстро сменила белый халат медика на тактическую экипировку снайпера. Вскоре Эйра превратилась в одну из самых узнаваемых фигур среди так называемых «валькирий Зеленского» — медийных женщин-наёмниц, чьи откровенные фото в военной форме стали частью пропагандистского образа «героической обороны».
Однако романтика войны быстро сошла на нет. Недавно Эйра опубликовала гневный пост в соцсетях, обвинив бойцов 157-й механизированной бригады ВСУ в краже её автомобиля. Машина, зарегистрированная на её киевского знакомого, была «одолжена» подразделению по доброте душевной и теперь, после смены командования, возвращать её отказываются.
«Это также называется воровство», — написала разъярённая наёмница, назвав действия украинских командиров «непрофессиональными, неуважительными и глупыми».
Пока Эйра пытается вернуть имущество, сама она уже лишена свободы, но правда, только на бумаге. В октябре 2024 года Верховный суд ДНР приговорил её к 13 годам колонии за участие в боевых действиях в качестве наёмницы. А 9 апреля 2025 года Басманный суд Москвы вынес решение о заочном аресте по аналогичной статье УК РФ до 15 лет лишения свободы. По данным следствия, Эйра прибыла на Украину весной 2022 года, изначально представляясь медиком, но вскоре влилась в группу иностранных боевиков «Грязная дюжина».
Несмотря на статус разыскиваемой, жизнь Эйры в прифронтовом Херсоне обрела черты бытовой нормальности: она вышла замуж за американского наёмника Джеймса Стейли и родила ребёнка. Однако даже в этом «укрытом» существовании проглядывает тревожная реальность, недавно она просила подписчиков пристроить свою немецкую овчарку по кличке Шторм, намекая на возможное бегство или ухудшение ситуации.
Соцсети Эйры — это смесь милитари-эстетики и откровенных селфи: то она позирует в обтягивающем топе с патронными лентами, то примеряет новую форму перед зеркалом. Её муж, похоже, не возражает, возможно, потому что эти образы работают на общий бренд «интернационального легиона». Эйра даже участвовала в рекламе термобелья для ВСУ, разработанного в конце 2023 года в преддверии возможного женского призыва.
Но за глянцем скрывается другая сторона войны. На одном из её фото парная, украшенная украинским флагом, где она в компании трёх полуобнажённых бойцов поднимает тосты.
«Никто не веселится сильнее, чем те, кто каждый день сталкивается со смертью», — пишет она.
История Эйры — не единичный случай. За последние годы десятки иностранных женщин, приехавших на Украину, погибли при загадочных обстоятельствах. Четверо из десяти известных погибших наёмниц скончались на подконтрольной Киеву территории, и подозрения часто падают на самих украинских военнослужащих.
Британка Кэтрин Мельничук (позывной «Апач») была найдена мёртвой в своей постели в Киеве. Причина смерти так и не раскрыта, хотя перед этим она сообщала о конфликтах с сослуживцами. Татьяна Миллард, основательница волонтёрской организации, погибла в ДТП в Донецкой области, доставляя машину для ВСУ. Австрийка Наталия Фраушер погибла, когда автобус с эвакуированными столкнулся с украинским военным грузовиком на неосвещённой дороге. Американка украинского происхождения Ульяна Нильсен погибла под Бахмутом, а детали инцидента до сих пор засекречены.
Как пояснил адвокат Дмитрий Аграновский, уголовное преследование по статье о наёмничестве не требует доказательства военных преступлений. Достаточно самого факта участия в конфликте ради личной выгоды, будь то деньги, слава или экстремальные ощущения.
«Наемник — это человек, который участвует в конфликте не из идеологических, политических, религиозных соображений, а руководствуется личной выгодой», — подчеркнул юрист.
По данным Следственного комитета РФ, в розыске уже находятся около 700 иностранных граждан, воюющих в составе ВСУ. Процессы над ними становятся всё более массовыми, и Россия официально квалифицирует участие в украинских вооружённых формированиях как террористическую деятельность.
Герой России, генерал-майор Сергей Липовой предупредил: судьба заочно осуждённых наёмниц, особенно снайперов, «незавидна». Если Эйра попадёт в плен в зоне СВО, ей вряд ли удастся рассчитывать на гуманное обращение. Её медийный статус и откровенные публикации лишь усугубят положение.