Статьи22.09.2022 - 17:00

Ледоколы — уникальный атомный потенциал России

Российская Федерация — единственная страна в мире, у которой есть атомный ледокольный флот. Именно он позволил гигантскими темпами осваивать Крайний Север и занять значительную территорию. Почему этот уникальный сегмент флота так важен, какие цели выполняют ледоколы и зачем вообще колоть лёд — рассказываем в материале.

Фото: из открытых источников

Ретроспектива

3 декабря 1959 года Союз Советских Социалистических Республик торжественно спустил на воду первый в мировой истории атомный ледокол «Ленин». Спустя десяток лет компанию ему составил атомный ледокол «Арктика», а Северный морской путь стал полноценной транспортной артерией: акватория стала пополняться портами, большую часть которых впоследствии перепрофилировали в круглогодичные.

Это и стало началом формирования полноценного атомного флота. Постепенно он пополнялся новыми мощными кораблями: «Россия», «Сибирь», «Таймыр», «Советский Союз», «50 лет Победы» и другие. Это обеспечило безусловное лидерство страны в атомном судостроении — ни одно государство в мире не обладает подобными ресурсами.

 

Функционал ледоколов

Задачи у атомного ледокольного флота вполне определённые: они обеспечивают доступность для других кораблей к замерзающим российским портам. Преимущественно это относится к Северному морскому пути. Это функция ледоколов номер один. Второстепенные, но не менее важные задачи: научно-исследовательские экспедиции в области с высокой замерзаемостью акватории, спасательные операции, сопровождение судов и даже туристические круизы.

 

 

Если более конкретно, то корабли ледокольного флота обеспечивают стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути. По нему происходит транспортировка нефти и многого другого на международный рынок. Россия — единственная страна, пользующаяся этим направлением: в основном все плавают по Тихоокеанскому и Атлантическому направлениям, через Панамский и Суэцкий каналы. Арктический вариант многократно выгоднее, поскольку позволяет экономить значительное количество времени. Ежегодно здесь перевозят свыше пяти миллионов тонн грузов.

Ледоколы открывают возможность изучать моря северного побережья Российской Федерации. Арктический шельф обладает огромными сырьевыми и минеральными ресурсами, но доступ к ним возможен только по покрытому толстым льдом морю. Без ледоколов заниматься даже оценкой геодезии в этой области крайне невыгодно.

 

Расширение военных баз

Сейчас проводится активная работа по возвращению в Арктику российских стратегических баз. При всей своей мощности отечественный военный флот и многометровый лёд Крайнего Севера — понятия несопоставимые. Здесь в ход вновь идут ледоколы: благодаря им обеспечиваются поставки продовольствия, техники и многого другого, а также прохождение кораблей.

 

Состав российского атомного флота

Современный ледокольный флот РФ содержит пять атомных судов. Из них два с двухреакторным двигателем, два с однореакторным и один лихтеровоз с ледокольным носом.

 

 

«50 лет Победы»

Крупнейший в мире ледокол. Любопытно, что на воду его спустили в 1993 году, но в эксплуатацию ввели только в 2007-м. «50 лет Победы» базируется в Мурманске и, кроме пробивания путей во льду для других судов, катает туристов в арктических круизах до Северного полюса.

 

 

«Ямал»

Советский ледокол 1989 года производства. В 2000 году «Ямал» стал седьмым в истории судном, добравшимся до Северного полюса. С той поры ледокол повторял эту экспедицию ещё 45 раз. «Ямал» может проходить сквозь трёхметровый лёд как передним, так и задним ходом, может содержать на борту несколько шлюпок класса «Зодиак», оборудован вертолётной площадкой для Ми-8. Он огромный: только для экипажа здесь 155 кают. Туристические круизы тоже проводят — после одного из них на корпусе осталось изображение акульей пасти.

 

 

«Вайгач»

Мелкосидящий ледокол позднего советского времени. Особенности посадки позволяют ему входить в сибирские реки и пробивать лёд толщиной 1,5-2 метра. Судну не страшны лютые морозы в –50 градусов по Цельсию. «Вайгач» сопровождает корабли с металлом, рудой и лесом из Норильска.

 

 

«Таймыр»

Ещё один советский ледокол, прекрасно функционирующий в нынешнее время. Основная акватория — сибирские реки в местностях с низкими температурами. Обладает теми же техническими характеристиками, что и «Вайгач».

 

 

«Севморпуть»

Один из крупнейших в мире атомных кораблей, не входящих в военный флот, и самый большой лихтеровоз по водоизмещению. Единственное судно своего типа — его «собратьев» не успели построить из-за развала СССР. Ещё одна особенность — в отличие от большинства других ледоколов, «Севморпуть» может функционировать и в теплых водах. Единственный действующий грузовой корабль с атомной силовой установкой.

Реклама