Статьи22.02.2024 - 11:04

«Вместо того, чтобы умирать, я спою для этого убийцы». Как офицер СС в Освенциме влюбился в заключенную еврейку

История Второй мировой таит в себе немало сюжетов, в которые непросто поверить. Их достают на поверхность, чтобы написать книги и снять фильмы. Вот один из таких. Представьте, он офицер СС, она еврейка, заключенная одного из самых страшных концлагерей – Освенцима. Как любовь смогла спасти ее от смерти, а его от суда?

Фото:

 

Кто эта девушка?

Только взгляните на это фото. На нем Хелена Цитронова, она улыбается, ее вид излучает здоровье и красоту, глаза горят так, как могут гореть глаза влюбленной девушки. Можно ли поверить в то, что эта девушка заключенная страшного концлагеря Освенцима? Ее полосатое платье на самом деле – лагерная роба. Сделал снимок – офицер СС Франц Вунш.

В Освенцим Хелена попала, когда ей было 20 лет. К тому времени этот концлагерь был настоящей фабрикой смерти с газовыми камерами и крематорием. Из 1,1 миллиона евреев, попавших сюда, 1 миллион были сожжены в печах.

Хелена попала в отряд, который демонтировал старые постройки для того, чтобы построить новые бараки. Женщины из него часто погибали под завалами. Мечта каждой – перевестись в «Канаду», подразделение, которое работало на сортировке вещей новоприбывших. Те часто привозили продукты с собой. Они помогали заключенным «Канады» выживать.

Реальный шанс

Чтобы перевестись, Хелена решилась на смелый шаг – переоделась в робу умершей товарки, но это быстро раскрыли и девушку приговорили к смерти. Ее бы и сожгли в печах Освенцима, если бы не счастливый случай. В тот день один из офицеров СС Франц Вунш праздновал свой день рождения. Чтобы развлечь его, на праздник привели Хелену. Она одна из немногих, кто знал немецкий язык и умел петь.

Позже она расскажет, что ей было совсем не до песен. Но она решилась, так как это был реальный шанс остаться в живых.

«Вместо того чтобы умирать, я спою для этого убийцы», – подумала тогда девушка.

Она спела шлягер, который набирал популярность в то время, – «Любви никогда не было».

Тогда, под прицелом сытых и пьяных глаз, Хелена увидела не охранника из СС, а симпатичного парня, ее ровесника. Но она ни на секунду не забывала, кто он такой. Франц же влюбился без памяти.

Теплое место

В этой точке истории есть некоторые расхождения. Одни источники говорят, что Хелена уже работала в «Канаде», другие, что именно Вунш помог ей перевестись в «теплое место». Как бы то ни было, через короткое время эсэсовец передал записку девушке, которую та немедленно порвала, но успела прочитать, что в ней признание в любви.

Заключенные, работающие в «Канаде», занимались тем, что перебирали пожитки, с которыми прибывали новые заключенные. Их также привлекали прислуживать офицерам концлагеря, поэтому им было разрешено не стричь волосы, чтобы иметь приятный вид.

Неподдельные чувства

Франц оказывает Хелене знаки внимания. Он приносит в барак подушку и одеяло для нее. Но старается быть осторожным, чтобы его чувства не заметили сослуживцы. Впрочем, сама девушка не любит его, она понимает, что Вунш продолжает работать на фабрике смерти. Раз в неделю он участвовал в так называемой селекции – отборе евреев, которые по всем признакам были непродуктивны для труда внутри лагеря и отправлялись умирать.

Отношение к Францу Хелена меняет, когда в лагерь прибывает ее сестра Рожинка с племянниками. Она бросается к нему с требованием спасти родных, но тому удается вывести из группы смертников только сестру. Делает он это под риском разоблачения.

Хелена понимает, что чувства немецкого офицера неподдельные.

«То, что он сделал, многое значило. Были моменты, когда я забывала, что я еврейка, а он нет, и, честно говоря, в конце я его полюбила», – признавалась потом Хелена.

Две пары ботинок

В январе 1945 Красная армия стала подходить к Аушвицу. Оставшихся в живых заключенных погнали маршем в Водзислав-Сленски для дальнейшей отправки в лагеря смерти. Перед расставанием Вунш подарил по паре крепких кожаных ботинок Хелене и Рожинке. Он надеялся, что девушкам это поможет пережить испытание.

Им удалось сбежать на родину, в Словакию, а позже переехать в новое государство Израиль. Франц до конца жизни любил девушку из Освенцима. Им суждено будет увидеться только еще один единственный раз – на суде, который проходил над нацистами в Вене в 1972 году.

Если бы не фашизм

Давая показания Хелена Цитронова, говорила всю правду – и о том, что Франц относился к мужчинам-узникам с ненавистью и избивал их, как и остальные фашисты, и том, что он спас ее сестру от газовой камеры. Последнее обстоятельство было решающим, бывшего эсэсовца суд великодушно оправдал.

В 2020 году об истории любви заключенной и охранника сняли фильм «Любви никогда не было». В нем дочь Вунша рассказала, что отец изготовил несколько копий того самого снимка Хелены и беспрестанно делал коллажи, подставляя ее фигуру рядом со своей, как бы представляя, как бы могла сложиться их жизнь, если бы не чудовищная война.

 

Реклама