Президент России Владимир Путин 21 февраля в послании Федеральному собранию заявил, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3_. Что это такое, когда договор был подписан, как соблюдался, что дает России новый статус, объявленный президентом – об этом в нашем новом материале.
СНВ-3 – это единственный на сегодня действующий договор об ограничении вооружений между Россией и США. Цифра 3 в нем указывает на то, что договор ранее был перезаключен уже в третий раз.
Последний раз его подписали президенты России и США Медведев и Обама 8 апреля 2010 года в Праге. Его официальное название — Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Более известен документ как СНВ-3.
Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Госдума и Совет Федерации РФ — 25 и 26 января 2011 года. При ратификации стороны сделали ряд оговорок. В резолюции Конгресса США отмечалось, что «новый договор не накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в Европе». Россия оставила за собой право выйти из документа, если ПРО США достигнет той стадии развития, когда станет представлять угрозу РФ. Также было прописано, что положения преамбулы, где указана взаимосвязь СНВ и ПРО, имеют юридическую силу и должны в полном объеме учитываться сторонами.
Законы о ратификации были подписаны президентом РФ 28 января 2011 года, президентом США — 2 февраля 2011 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 5 февраля 2011 года в Мюнхене. Тогда же документ вступил в силу и заменил СНВ-1 от 31 июля 1991 года.
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2 между США и Россией был подписан Бушем и Ельциным 3 января 1993 года. Документ запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя договор был ратифицирован США, Госдума сочла его невыгодным, и он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 года США из договора по ПРО от 1972 года Россия вышла из СНВ-2. Он был заменён более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002 года.
Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ. Текущая версия договора СНВ предписывает, что общее количество ядерных боеголовок у каждой стороны не должно превышать 1500 единиц. И это правило исправно соблюдается.
Также СНВ-3 ограничивает и количество носителей ядерного оружия (подводных лодок, бомбардировщиков и ядерных шахт). То есть Россия не может произвести столько бомбардировщиков или подлодок, сколько хочет. И США не могут. Поэтому качественное улучшение СНВ – единственный путь, которым занимается Москва.
В договоре также зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.
Документ рассчитан на десять лет, т.е. до февраля 2021 года с возможностью продления на период не более пяти лет. Включает положение о выходе.
Пришедший к власти в США в 2017 году Трамп называл СНВ-3 «односторонней сделкой», считая, что он более выгоден Москве, чем Вашингтону. Его администрация настаивала на выработке нового договора с привлечением Китая или на продлении соглашения, но с условием включения в него новейших видов стратегических и тактических ядерных вооружений, а также дополнительных механизмов верификации. Россия предлагала продлить действие документа без каких-либо условий.
После прихода в Белый дом в 2021 году администрации Байдена документ был продлен без предварительных условий. 26 января 2021 года Россия и США обменялись нотами о достижении договоренности по его продлению на пять лет, т.е. до 5 февраля 2026 года, а 3 февраля — нотами о завершении внутренних процедур, необходимых для его пролонгации.
На момент вступления документа в силу в 2011 году у США было 882 развернутых носителя ядерных боезарядов, в том числе МБР, БРПЛ и ТБ, 1 800 боезарядов и 1 124 развернутых и неразвернутых пусковых установок, на вооружении России — 521 развернутый носитель, 1 537 боеголовок и 865 ПУ. Контрольных показателей соглашения США достигли в сентябре 2017 года. Российская Федерация выполнила свои обязательства по сокращению СНВ к 5 февраля 2018 года.
По данным на 1 сентября 2022 года, Россия имеет 540 развернутых носителей ядерных вооружений, 1 549 ядерных боезарядов и 759 развернутых и неразвернутых ПУ. У США — 659 носителей, 1 420 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых ПУ. По мнению экспертов, примерный паритет между стратегическими ядерными силами России и США сохраняется.
Путин обосновал приостановку СНВ-3 тем, что нашей стране США хотят нанести стратегическое поражение «и лезут на наши ядерные объекты».
«В этой связи вынужден заявить сегодня о том, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях», — пояснил Путин.
Президент подчеркнул, что Россия не выходит из договора, а именно приостанавливает свое участие. Для дальнейшего взаимодействия в рамках договора, продолжил Путин, Москве нужно понимать, как именно будут учитывать совокупный ядерный арсенал НАТО.
Ранее замглавы МИД РФ Рябков заявил, что ситуация с возобновлением инспекций в рамках СНВ-3 пока не представляется возможной. По его словам, сложно представить офицеров Вооруженных сил США, которые проводят осмотр и проверку российских военных объектов, будучи представителями стороны в конфликте на Украине.
Военный политолог, доцент кафедры политического анализа РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев уверен, что сейчас договор невозможно выполнять без ущерба для национальной безопасности России.
«США и весь коллективный Запад, включая НАТО, осуществляет агрессию против России. Это проявляется не только в поставках оружия и боеприпасов на Украину, которая стреляет им в российских граждан, но и в проведении диверсий против наших стратегических объектов, объектов ядерного назначения. Кроме этого, ведется разведка со стороны Запада в отношении России, и данные передаются не только на Украину. Эту информацию используют и западные страны в войне против России», - пояснил эксперт.
По его словам, США выступает не как партнер, а как агрессор. Поэтому и необходимо приостановить договор до тех пор, пока отношения стран не восстановятся.
«При соответствующих условиях всегда можно вернуться к исполнению договора. Страны Запада заинтересованы в исполнении договора. Пока он приостановлен, мы можем использовать инновационные разработки и не уведомлять об этом Соединенные Штаты. Это может принести нам даже больше пользы. В этих условиях Россия может осуществлять перемещение стратегических вооружений, обновить их, модернизировать стратегические силы и не уведомлять никого», - подчеркнул Перенджиев.
По мнению зампреда Совбеза России Медведева «США получили то, что заслужили своей бездарной антироссийской политикой, то есть приостановку СНВ-3».
«Нельзя воевать с Россией, делая вид, что по стратегической стабильности — business as usual. Поделом вам!», - отметил он.
С точки зрения главы комитета Госдумы по международным делам, лидера ЛДПР Слуцкого приостановка участия в СНВ не угроза безопасности, это, скорее, важный сигнал коллективному Западу.
«Ядерные державы не проигрывают войны. И это важно понимать нашим западным некогда партнерам. В случае внесения соответствующего законопроекта комитет Госдумы по международным делам готов в самые кратчайшие сроки рекомендовать и подготовить его к рассмотрению на пленарном заседании. Не сомневаюсь, что он получит единогласную поддержку», - заявил политик.
Он добавил 21 февраля, что шаг президента по приостановке СНВ оправдан, «если нужна ратификация, проведем ее завтра».
Можно констатировать, что Россия, приостанавливая свое участие в этом договоре в ответ на действия американской стороны, вольна делать все, что ей нужно для обеспечения безопасности нашей родины. Речь идет об увеличении количества боезарядов, увеличении количества ядерных носителей и даже проведении ядерных испытаний. Сам факт их проведения заставит коллективный Запад задуматься о серьезности намерений России защищаться всеми доступными средствами.
Правда, вчера вечером МИД РФ дал дополнительные пояснения: «В целях поддержания достаточной степени предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере Россия намерена придерживаться ответственного подхода и продолжит в пределах жизненного цикла договора неукоснительно соблюдать предусмотренные им количественные ограничения на СНВ».
По сути, месседж Путина о приостановке участия России в СНВ-3 — не угроза, а важный сигнал США и Западу, касающийся той сферы, которая исключительно важна для их безопасности. Это и предупреждение: курс коллективного Запада на стратегическое поражение России является несовместимым с сохранением действующей системы глобальной ядерной безопасности, важнейшей частью которой является договор СНВ-3.