Статьи22.01.2024 - 00:05

В 2024 году автомобили в России продолжат дорожать, но спрос сохранится

ИА RuNews24 уже разбирало промежуточные достижения отечественного авторынка в первом полугодии 2023 года. Сегодня рассмотрим более подробно, каковы перспективы дальнейшего развития этой важной отрасли российской экономики.

Фото: из открытых источников

Статья по теме: Поворот на Восток, рост цен и восстановление спроса: что происходит с российским авторынком

 

Итоги 2023 года

Одним из ключевых факторов для участников рынка легковых автомобилей России за 2023 год стало удорожание продукции.

Если в январе прошлого года средняя цена нового отечественного авто составляла 865 тыс. руб., то к началу 2024 эта величина выросла до 1,25 млн руб. (+44% г/г).

Для китайских авто аналогичные показатели составили 2,5 и 3,25 млн руб. (+30% г/г).

Основными факторами роста цен стало ослабление рубля и увеличение производственных издержек.

Но данная ценовая динамика не помешала росту продаж. Всего за 2023 год в России было реализовано 1,07 млн новых авто (+67% г/г).

Благодаря этому по количеству проданных авто Россия заняла пятое место в Европе.

 

 Рис. 1. Динамика продаж авто. Источник: Автомаркетолог

 

Лидерами по продажам стали китайские авто – на них пришлось 51,3% продаж. В результате Россия стала крупнейшим зарубежным рынком для китайских бюджетных моделей.  

Российские же автомашины заняли 33,4% рынка, а на продукцию остальных стран пришлось 15,3% продаж.

 

  Рис. 2. Топ-10 самых продаваемых марок новых легковых автомобилей в РФ. Источник:АСМ-холдинг 

 

Рынок подержанных автомашин также пережил возрождение. В ушедшем году в России было реализовано 5,7 млн подержанных авто (+17% г/г). Более 22% из них пришлось на марку LADA. Далее следуют корейские и японские марки: Toyota (12%), Kia (5,6%), Hyundai (5,5%), Nissan (5,2%).

Потребление автомобилей тесно связано с банковскими займами. И по итогам 2023 года автокредитование также продемонстрировало большой рост: его величина составила 1,54 трлн руб. (+119% к 2022 и +40% к 2021).

Данная динамика сопровождалась увеличением стоимости автокредитов. В конце III кв. 2023 года эта величина достигла 18,8% – рост на 2 п.п. за три месяца.

В целом приведенные цифры показывают, что отложенный в 2022 году спрос на автомашины способствовал восстановлению продаж. И этому не смогли помешать выросшие цены и значительная стоимость профильных займов в банках.

Другой существенный итог 2023 года – укрепившееся доминирование на российском рынке китайских авто.

 

Перспективы на 2024 год

Предварительные прогнозы дают оптимистичные оценки перспектив отечественного авторынка. В базовой модели прогноза предполагается, что в наступившем году в России будет реализовано 1,25 млн новых легковых машин (+18% г/г).

 

Рис. 3. Прогнозы развития авторынка РФ на 2024 год. Источник: АВТОСТАТ

 

Предпосылками для дальнейшего увеличения продаж легковых автомашин являются:

  • сохраняющийся спрос, отчасти вызванный инфляционными опасениями населения;
  • готовность дилеров к ценовым скидкам на фоне обострения конкуренции;
  • рост предложения китайских моделей.

Предполагается, что оживление авторынка начнется весной, после преодоления сезонного спада потребления в январе-феврале.

Отрицательными факторами для позитивной динамики продаж автомобилей станут дорогие кредиты и сохраняющийся рост цен. Предполагается, что в 2024 году автомашины могут подорожать, как минимум, на 10-12%.

Будет значим и курс рубля, от которого зависит стоимость импортируемых машин и запчастей.

 

Ушедший год стал периодом восстановления российского авторынка. И предполагается, что в 2024 году он также продемонстрирует положительную динамику. Однако следует учитывать и отдельные отрицательные моменты. Так, из-за ухода многих автопроизводителей снизилась конкуренция между продавцами и уменьшилось разнообразие моделей.

Реклама