Статьи21.11.2023 - 09:57

Электронная коммерция в России идет на рекорд

RuNews24 уже затрагивал состояние торговой отрасли России. Сегодня разберемся, как себя чувствует ее наиболее динамично развивающийся сегмент – онлайн-коммерция.

Фото: из открытых источников

Статья по теме: Торговля в России восстанавливается ускоренными темпами после «испуга» 2022 года

 

Динамика и структура e-commerce 

Данные участников рынка и госрегуляторов показывают сильное присутствие онлайн-торговли в России.

Например, по итогам октября 2023 россиянами было совершено 226 млн покупок со средним чеком 1046 руб. На каждого заказчика в среднем пришлось шесть покупок.

Эти показатели сопровождаются внушительной динамикой.

За последние 5 лет рынок e-commerce вырос в 3 раза, достигнув в 2022 году объема 5 трлн руб. Число покупателей на нем превысило 70 млн человек.

Тенденция роста продолжается и в текущем году: за 9 месяцев величина рынка достигла 4,3 трлн руб. Ожидается, что годовой темп роста превысит 15%.

 

Рис. 1. Динамика e-commerce в России. Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) 

 

Прогнозируется, что к 2026 году величина рынка e-commerce превысит 11 трлн руб.

Однако пока Россия отстает по проникновению онлайн-торговли от других стран: по итогам 2022 года ее доля в продажах составила 11,7%. Для сравнения, в Великобритании этот показатель равен 26%, а в КНР – 27,2%.

К тому же наблюдается сильная диверсификация по регионам – от наиболее продвинутой Москвы, где через Интернет совершается 20% покупок, до отдаленных регионов, где на e-commerce приходится порядка 2% продаж.

 

Рис. 2. Региональное проникновение e-commerce в России. Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) 

 

Если рассматривать продуктовую структуру онлайн-шоппинга, то лидерами на внутрироссийском рынке по итогам 9 мес. 2023 года являются (млрд руб., % от общей величины продаж):

  • цифровая и бытовая техника – 813 (19%);
  • мебель и товары для дома – 720 (16,7%);
  • одежда и обувь – 661 (15,3%);
  • продовольствие – 528 (12,2%);
  • товары для красоты и здоровья – 349 (8%).

На все остальные товары (книги, автозапчасти, для животных и т.д.) приходится менее 30% продаж. 

 

Перспективы e-commerce

Бурное развитие покупок через Интернет не является спецификой России – это мировая тенденция.

Например, в Китае по итогам 2022 онлайн-продажи превысили 2,8 трлн долл. – рост за два года на 25%.

Соответствующие показатели у США – 811 млрд и 32%.

Глобальные тренды, способствующие бурному развитию e-commerce:

  • повсеместное проникновение Интернета, в т.ч. при помощи смартфонов;
  • развитие цифровых платежных систем, позволяющих оплачивать покупки в Интернете;
  • рост востребованности со стороны продавцов (глобальный охват, но без необходимости физического присутствия);
  • удобство для потребителей (покупка товара доступна в своем регионе, причем в любое время суток).

Большой толчок онлайн-коммерции дала и пандемия COVID-19 с её многочисленными ограничениями офлайн контактов. Реагируя на это, потребители значительно увеличили интернет-активность, в т.ч. в сфере совершения покупок.

В ближайшие годы отечественный рынок e-commerce будет развиваться под влиянием глобальных трендов, но с учетом своей специфики.

Ключевые тренды российской онлайн-коммерции в 2023 году:

  • снижение доли импульсных и премиальных покупок;
  • уменьшение средней стоимости покупок (-20% к 2022);
  • переток продаж на маркетплейсы из других онлайн-магазинов;
  • лидерство Wildberries и Ozon (в них сделано 77% онлайн-заказов).

Дальнейшее развитие российского сектора e-commerce будет зависеть не только от активности продавцов и покупателей, но и от стратегии соответствующих госструктур. Как показывает недавняя история с Wildberries, сейчас они нацелены на ограничение монопольной власти крупнейших маркетплейсов и защиту прав потребителей.

Реклама