Весьма показательно, что два символа Франции как таковой в период правления Макрона (с 2017 года) подверглись, можно сказать, поруганию. Самый посещаемый в мире памятник архитектуры – собор Парижской Богоматери – чуть не сгорел в 2019 году.
А самый посещаемый в мире музей, Лувр, был ограблен на прошлой неделе. Такое совпадение совсем не тянет на случайность. У всего в этом мире есть причины, а тут их явно не одна.
Итак, в Лувре, совершенно по канонам советской комедии «Старики-разбойники», посередь бела дня двое подогнали автоподъемник к зданию музея. Поднявшись ко второму этажу, они вырезали болгаркой окно и залезли внутрь.
Там они вскрыли витрину с драгоценностями французской короны. Выбрали девять предметов, включая корону супруги Наполеона III Евгении. Сложили их в сумки и преспокойно спустились вниз.
Двое сообщников на скутерах увезли их вместе с награбленным куда подальше. Два предмета грабители выкинули по дороге, так корона Евгении вернулась в поломанном виде. Остальное же ищут вместе с похитителями.
Власти и руководство музея даже не сразу поняли, что произошло. Макрон, понятное дело, заявил, что всё это посягательство на историческое наследие Франции, что преступников найдут и прочая.
Однако куда веселее в эти дни читать французские СМИ. В былые бы времена властям досталось бы от них как следует. Но сегодня и по этому поводу почему-то идёт другая реакция.
СМИ ныне доказывают, что «ничего такого» не произошло. И вообще, драгоценности Франции, даже из музеев воруют регулярно, почти как обедают. Как с Великой французской революции пошло, так и по сей день продолжается. Традиция, понимаешь.
Вспомнили, что давешние грабители не украли легендарный алмаз «Регент» - здорово-то как, а?
Да и вообще, их уже ищут. Вон, даже «Джоконду» нашли! Через два года, под кроватью у грабителя.
«У нас лучшие криминалисты, потрясающая полиция, прошерстят всех, тряхнут всех торговцев краденым... И найдут! Мы ведь страна комиссара Мегрэ, Огюста Дюпена и Арсена Люпена!» - так можно описать щеконадувательские настроения в ряде СМИ.
Другие же и вовсе не «парятся». Похитили и похитили. У Франции, типа, есть проблемы и серьёзнее.
С другой стороны, произошедшее – явный признак халатности сотрудников музея. А такое не случается за «один раз». И «ласточки» были.
В самом начале года работники музея объявили забастовку. Нет денег на вентиляцию, туалеты засорены, сам музей переполнен, туристы «ходют и ходют» ордами. Да ещё и хамят.
Макрон тогда прибыл в Лувр. И пообещал 800 млн евро на ремонт одного из главных музеев планеты. Пообещал новый вход. Новую развеску экспозиций, чтобы изменились маршруты снования толп и так далее.
С другой стороны, оказалось, что из этих 800 млн само французское государство «отстегнёт» всего лишь 10 млн евро. Всё остальное дадут меценаты – так называемые «друзья «Лувра».
Такая вот диспозиция, товарищи революционеры (Франция ведь – «страна революции»). Денег в казне нет, всё отдали Украине. Потому восстанавливать будете всем миром сами.
Тоже самое, кстати, с собором Парижской Богоматери. Его тоже восстанавливают на деньги «друзей», а не на государственные.
Принцип понятен: если это общественное достояние, то и сохранять его должно само общество. Лавочник на Монмартре даст пару евро, олигарх из Total – пару десятков миллиардов.
Частично так и будет сохранена репутация Франции как одной из колыбелей высокой культуры.
Но у этого принципа есть и свои тёмные стороны. Макрону ли не знать! Общество сегодня сохраняет культуру и цивилизацию, а завтра государство перекроет весь кислород (урежет бюджеты на всё или почти всё), и что тогда будет? Тогда массы пойдут грабить и сжигать все эти ненужные Лувры и соборы.
Что собственно порою и происходит. Шедевр готики Нотр-Дам вспыхнул оттого, что кто-то небрежно бросил окурок в средневековые древесные балки. Уже показатель бескультурья, которое долго пестовалось правительством Франции. Почему? Сейчас разъясним.
Ключ к пониманию кроется в парадоксальной фразе русского философа Николая Бердяева. Тот в своё время высказался в таком ключе:
«Государство существует не для того, чтобы превращать жизнь земную в жизнь райскую, а чтобы помешать ей превратиться в ад».
И здесь бы «революционерам» из Франции стоило бы и признать «оселок» за государством. Да, вся жизнь Запада направлена на нивелирование государства.
Власть, согласимся, совершенно небезвредный инструмент. Однако ныне под лозунгами отказа от власти, самими же «государственниками» в Европе творятся гнуснейшие беззаконие и произвол.
Мы, государство, не даём деньги на полицию, охрану музеев и архитектурных памятников, но отвечать за их пожары и риски утраты должно общество – своим кошельком пока. Так и не станет Франции однажды. Ну что, Макрон, всё идёт по плану?