Представьте себе утро: вы садитесь в машину, чтобы доехать до работы, и понимаете, что каждый километр теперь стоит денег. Не только по автобанам, не только по скоростным трассам – а по всем дорогам страны. На технологическом форуме в Казани прозвучали слова, которые могут кардинально изменить жизнь миллионов автомобилистов. Чиновники впервые открыто заговорили о том, что уже через несколько лет вся дорожная сеть России может стать платной.
В основе грядущих перемен лежит простая арифметика: дороги стоят все дороже, а денег в казне становится все меньше. Денис Кирюхин, замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального дорожного агентства «Росавтодор», не стал скрывать проблемы отрасли:
«С бюджетом есть ограничения, растет стоимость строительных ресурсов, содержания. Когда принимались законы о дорожных фондах, не учитывались современные тенденции, в том числе электроавтомобили».
Проблема действительно серьезная. Пока владельцы обычных машин исправно платят акцизы с каждого литра бензина, обладатели электромобилей и гибридов ездят практически бесплатно. В России их пока немного, но в мире количество «зеленого» транспорта растет в геометрической прогрессии.
Самое интересное, что идея платы за каждый километр не нова. В XVII веке в России уже существовал так называемый ямской сбор – плата за проезд от одной почтовой станции до другой.
Тогда путешественники платили за смену лошадей, сегодня могут платить за каждый метр асфальта.
Эксперт по транспорту Михаил Блинкин из Высшей школы экономики считает, что возвращение к покилометровой оплате неизбежно:
«Когда говорим о плате за каждый километр, то самое мягкое, что нахожу в сети: «За ноги повесим!»
Но несмотря на такую реакцию автомобилистов, специалист уверен – альтернативы нет. В 2025 году тарифы на существующих платных дорогах уже выросли в среднем на 7-9%, а количество проездов по платным трассам увеличилось на 33% и достигло рекордных 379 миллионов.
План внедрения всеобщей платности расписан по годам:
Грядущие изменения преподносятся как торжество справедливости. Мол, кто больше ездит – тот больше и платит. Кто портит дороги тяжелыми машинами – тот и компенсирует ущерб.
«Мы должны прийти к социальной справедливости: кто пользуется инфраструктурой, тот и платит», – заявил Денис Кирюхин.
Звучит логично, если забыть об одной детали: россияне уже платят транспортный налог и акцизы на топливо. Получается, что к существующим платежам добавится еще один – за каждый пройденный километр.
Особенно интересной выглядит ситуация в столице. Согласно оценкам специалистов, каждый автовладелец в Москве косвенно получает от городской казны субсидию, превышающую 80 тысяч рублей в год. То есть дороги обходятся бюджету гораздо дороже, чем платят за них водители.
В регионах ситуация лучше – коэффициент покрытия расходов составляет 0,7. Но это не потому, что региональные автомобилисты платят больше, а потому что регионы тратят на дороги меньше денег.
Идея тотальной платности дорог активно тестируется по всему миру. Сингапур уже полностью перешел на плату за километры, пилотные проекты действуют в 20 штатах США. В Европе давно работают различные системы дорожных сборов.
Причина везде одна: топливных акцизов не хватает на содержание дорожной сети. Современные автомобили потребляют на 15-30% меньше топлива, чем их предшественники, а электромобили не потребляют его вовсе.
Реакция на инициативу оказалась предсказуемо бурной. В соцсетях пользователи шутят, что следующим шагом станет плата за воздух «по принципу справедливости».
Однако в Минтрансе поспешили заявить, что введение платы за все дороги не рассматривается и не обсуждается. Представитель министерства подчеркнул, что прозвучавшее мнение было высказано «отдельным спикером в ходе экспертной дискуссии».
Депутаты Госдумы также выступили против идеи, напомнив, что для каждой платной дороги должна существовать бесплатная альтернатива – так требует Конституция.
Пока чиновники спорят о конституционности и целесообразности, простые автомобилисты гадают: сколько это будет стоить? В системе «Платон» тариф составляет 3,34 рубля за километр для грузовиков. Для легковых автомобилей тариф наверняка будет ниже, но точные цифры пока никто не называет.
Учитывая, что средний водитель проезжает 15-20 тысяч километров в год, даже тариф в 1 рубль за километр обойдется в 15-20 тысяч рублей annually – сумма, сопоставимая с нынешними расходами на топливо.
Главным инструментом контроля станут камеры и спутниковые системы. Планируется создать «бесшовную систему свободного потока» – когда водителю не нужно останавливаться для оплаты, но за ним постоянно следят электронные помощники.
Уже сейчас на ЦКАД действует именно такая система: проехал – заплати через интернет или дождись штрафа. В будущем это может распространиться на все дороги страны.
Эксперты предупреждают о возможных социальных последствиях тотальной платности дорог. Люди с низкими доходами могут оказаться фактически отрезанными от мобильности. Особенно это коснется жителей отдаленных районов, где альтернативы личному транспорту практически нет.
В то же время, как показывает мировой опыт, платные дороги действительно решают проблему пробок и улучшают качество дорожного покрытия. Вопрос лишь в том, готово ли российское общество заплатить такую цену за комфорт.
Дискуссия о платных дорогах – это не просто спор о деньгах. Это выбор модели развития транспортной системы страны. Останется ли мобильность доступной для всех или станет привилегией тех, кто может за нее заплатить?
Пока точного ответа нет. Но учитывая, как активно обсуждается тема в коридорах власти, вопрос «будет ли?» постепенно превращается в «когда будет?». И похоже, ответ на этот вопрос мы узнаем уже в ближайшие годы.
Готовы ли вы, уважаемые читатели, платить за каждый километр? Или пересядете на общественный транспорт?