Статьи21.07.2022 - 16:24

«Дисмаленд»: депрессивная и местами жуткая версия «Диснейленда» от великого Бэнкси

Детям девяностых в самую подкорку въелась реклама, которую часто крутили по немногочисленным в те времена телеканалам: сказочные замки, аниматоры в ростовых куклах, принцессы, множество потрясающих аттракционов, великолепная, даже через гудящий кинескоп ощутимая атмосфера волшебства. Да, «Диснейленд» в те времена был мечтой едва ли не каждого ребёнка. А вот знаменитый британский художник Бэнкси переосмыслил концепцию самого известного в мире парка развлечений. Получилось нечто очень особенное. Что именно — рассказываем в нашем новом материале.

Фото:

Творение Бэнкси получило название «Дисмаленд». С одной стороны, очень созвучно с «Диснейлендом», с другой — тут есть подтекст: английское слово dismal переводится как «мрачный». И да — название оправдывает себя на сто процентов и столько же сверху.

 

 

Этот депрессивный парк развлечений строился с тщательнейшей секретностью. Вплоть до его открытия 21 августа 2015 года никто не знал, что за проект возводится на территории заброшенного бассейна «Тропикана» в английском курортном городке Уэстон-сьюпер-Мэр.

 

 

Бэнкси привлёк 58 известных уличных художников со всех уголков планеты. Изначально планировалось, что их будет 60, но двое отказали Бэнкси по неизвестным причинам. Место выбрано не случайно: именно здесь самый знаменитый стрит-артист мира проводил детство с родителями.

 

 

Разумеется, власти и местные жители не могли не заметить трейлеры, грузовики и строительный грохот, но организаторы умело замаскировали возведение под съёмки криминального триллера «Серый лис».

«Дисмаленд», согласно официальной брошюре, задуман как «альтернатива бездушной, приторной реальности». По сути, каждый квадратный сантиметр парка высмеивал или противостоял «Диснейленду», начиная от скульптур и стоимости входа («Дисмаленд» можно было посетить менее, чем за пять фунтов стерлингов, а билет в мир «Диснея» обойдется в десятки раз дороже) и до официальной позиции организаторов, где прямым текстом было написано: «строго запрещены ножи, спреи, незаконные наркотики и юристы корпорации Walt Disney». Любые изображения Микки Мауса тоже оказались под запретом.

 

 

Хаотический и откровенно депрессивный мир парка Бэнкси призывал посетителей отдохнуть от бессмысленного эскапизма. Никаких бургеров — только музеи. Никаких ярких костюмов и смеха — только библиотека, детский плач из скрытых колонок, тревожные образы и ругань. Дааа, мальчиков и девочек сюда с собой лучше не брать.

Парк мгновенно стал чудовищно популярным. Интерес подогревали также слухи, что работать «Дисмаленд» будет всего пять недель, поэтому люди со всего мира устремились собственными глазами увидеть очередную, но несравненно более масштабную творческую насмешку Бэнкси над привычным миром. Безобразно дешёвый вход тоже вносил свою лепту в зашкаливающая посещаемость тематического парка.

 

 

Справедливости ради, это определённо того стоило. И дело даже не в медийности Бэнкси — сам проект был сделан с огромной отдачей и, пожалуй, даже любовью. Конечно же, многие скульптуры откровенно шокировали посетителей, но тем самым лишь разогревался массовый интерес.

Так, уже на входе гостей ждали угрюмые охранники и картонные рамки-металлодетекторы. Да и не только рамки — на посту охраны всё было подчёркнуто грубо сделано из бумаги: мегафон, рации, наручники, электрошокеры и остальные атрибуты службы безопасности. Сразу за входом посетителей встречала жуткая картина: разбившаяся в аварии Золушка в окружении бездушных папарацци — точная реплика происшествия с принцессой Дианой. Рядом фонтан, где вместо золотых рыбок на переполненной лодке плывут африканские беженцы, автодром со Смертью, большой Храм Посредственности с сомнительной экспозицией, которая на самом деле содержит в себе мощную концепцию.

 

 

Всё это приправлено бесконечными плакатами с различными саркастическими надписями и изображениями, которые незримо дополняют каждую инсталляцию — нужно лишь проявить внимательность. Кстати, даже самым наблюдательным не хватило интуиции и зрения, чтобы разглядеть в одном из угрюмых охранников самого Бэнкси. Впрочем, учитывая, что он 30 лет скрывает своё лицо, ничего особенно удивительного в этом нет.

Ещё немного пробежимся по основным примечательностям. Вместо фотозоны — фанера с надписью «дыра для селфи», у фудтрака дают бесплатный хот-дог тем, кто угадает, из какого животного делали сосиски, художник-портретист вместо лиц рисует затылки, вместо нормального освещения — эпилептический стробоскоп, ни одного помещения с ровным полом, всюду прямые, но остроумные намёки на полицейский произвол, политические провалы власти и многое другое.

 

 

А ещё в «Дисмаленде» была организована крупнейшая в мире выставка современного искусства. Бэнкси собрал на ней работы таких же провокаторов, как и он сам. Кроме того, тут каждый выходные проходили музыкальные концерты известных исполнителей: Run the Jewels, De La Soul, Деймон Албарн из Gorillaz.

Тематический парк Бэнкси навсегда закрылся 27 сентября 2015 года. За 36 дней его посетили свыше 150 000 человек.

Реклама