Статьи21.05.2024 - 09:09

После Африки Франция теряет влияние и в Тихом океане. Нужно ли России помочь Новой Каледонии?

Казалось бы, все внимание Макрона сейчас сосредоточено на украинском противостоянии с Россией, но нет – у президента прибавилась новая головная боль: волна насилия накрыла дальний тихоокеанский регион Новую Каледонию. Это произошло после того, как Париж попытался поменять избирательный закон на этой заморской территории. Что происходит на этом дальнем острове, при чем тут Азербайджан и что об этом думают в России – читайте далее.

Фото: Nicolas Job / AP

Этот малюсенький архипелаг, расположенный в южной части Тихого океана, внезапно стал центром внимания мировой политики. На прошлой неделе в Новой Каледонии с новой силой разгорелись протесты, организаторы которых выступают за отделение от большой Франции. В Париже происходящее назвали восстанием, за организацией которого стоит Баку. Однако западная пресса не постеснялась «привязать» к этой истории и Москву.

Новая Каледония, вид сверху. Фото: Christoph Sator/dpa/Global Look Press

 

Никель и политика 

Известно, что Франция не может особо похвастаться своими ресурсами, поэтому всеми силами старается удержать и этот остров, на котором в свое время были обнаружены богатейшие месторождения железной руды, марганца и хрома. Однако главное богатство, которое хранит остров – никель, объемы которого, как считают эксперты, составляют до 20% мировых запасов. Сторонники отделения от Франции считают, что за счет этих природных богатств они смогут прожить без покровительства Парижа.

Добыча и продажа никеля является основой экономики Новой Каледонии

 

Сценарий, в принципе, знакомый (напоминает африканский), а тут еще и подогревается другим важным фактором: коренное население острова, которое сродни папуасам, пребывает в ужасном социальном положении, и в принципе не напоминает даже отдаленно жителей французской столицы. О каком-либо развитии социальном и политическом в принципе быть не может, все максимально примитивно.

Ситуация стала усугубляться после того, как уровень мировых цен на никель резко стал падать, что автоматически означает сокращение средств на решение социальных проблем. Не помогли и французские субсидии. «Вишенкой на торте» послужила избирательная реформа, которую Франция пытается внедрить в Новой Каледонии.

Франция и ее заморская территория Новая Каледония. Расстояние до острова – около 20 тыс. км

 

Этнический вопрос

Опустим все исторические подробности, как формировался состав жителей, и отметим, что на сегодняшний день коренное население острова составляет около 40%, далее идут французы-переселенцы (кальдоши) – около 27%, и еще чуть более 20% – это метисы, появившиеся от разных смешанных браков французов, арабов, меланезийцев. Столь пестрый этнический состав только на руку Парижу: на неоднократно проводимых референдумах за независимость острова всегда выигрывали сторонники сохранения текущего «французского статуса».

Канаки – древнейшее коренное население Новой Каледонии

 

Ситуация состоит в следующем: партии, более лояльные к Парижу, больше ориентированы на кальдошов, а избиратели так называемых сепаратистов – коренные канаки. Но за 26 лет на острове произошло формирование третьей стороны, представленной теми самыми приезжими из материка, которые в том числе трудятся на предприятиях по добыче никеля. Однако у этой категории населения нет права голоса.

После событий в Новой Каледонии эксперты говорят, что Франция потеряет еще одну колонию

 

На этом фоне французские лоялисты стали говорить о несправедливости отсутствия у приезжих права голоса, и обратились к Парижу с призывом решить этот вопрос. В итоге в парламенте было принято решение провести реформу системы, и наделить избирательными правами и тех жителей, кто живет на острове уже более 10 лет. Такой расклад дел не понравился коренным островчанам, и они отнеслись к этому как к угрозе для своего политического влияния. В итоге с 13 мая в регионе с новой силой вспыхнула волна насилия.

Митинги постепенно стали превращаться в погромы и беспорядки в крупнейшем городе автономии Нумеа. Все это сопровождалось грабежами, мародерствами и убийствами – досталось даже сотрудникам полиции. На дорогах стали расти баррикады, которые протестующие на считанные минуты собирали из мусора и покрышек. Согласно последней информации, с начала погромов число погибших выросло до шести человек.

Беспорядки в Новой Каледонии

 

Российско-азербайджанский след

После вспышки бунтов на острове министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен поспешил заявить, что во внутренние дела Новой Каледонии вмешался Азербайджан, который якобы оказывает активную поддержку силам, выступающим за независимость острова.

Журналисты задали министру вопрос о том, вмешались ли в происходящее Азербайджан, Россия или Китай. Отвечая, французский чиновник подчеркнул, что «в отношении Азербайджана это не фантазии, а реальность», которая вызывает сожаление. При этом Дарманен поспешил заверить, что Париж держит ситуацию под контролем, даже несмотря на «попытки вмешательства».

А ведь поначалу канаки Макрону верили 

 

Власти Франции охотно верят в то, что беспорядками на острове руководят представители России и Азербайджана – статья с соответствующим содержанием вышла в Politico. Издание утверждает, что о вмешательстве России и Азербайджана проинформировал источник из французской разведки.

«Мы обнаружили деятельность России и Азербайджана в Новой Каледонии на протяжении недель, даже нескольких месяцев, они продвигают версию о том, что Франция является колониалистским государством», - сказал собеседник газеты.

Мария Захарова: Беспорядки в Новой Каледонии – это следствие колониальной политики Франции. Фото: Сергей Петров / NEWS.ru

 

В России уже ответили на обвинения в причастности к бунтам. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что не правилах Москвы вмешиваться во внутренние дела других стран, и тем более, советовать, как решать их проблемы и кризисы.

«… Эта манера характерна для Запада и, не в последнюю очередь, для самой Франции. Хотя вместо того, чтобы учить жизни других, Парижу следовало бы обратить взоры на собственные глубинные проблемы», - отметила российский дипломат.

В заключение Захарова заявила, что события в Новой Каледонии – это последствие застарелых противоречий и растущей неудовлетворенности местного населения своим положением, и особенно коренных жителей острова.

Реклама