Страна оставленных женщин, государство брошенных жен – этому феномену еще предстоит дать название. Это похоже на социальное бедствие – у 40 процентов мигрантов, которые приехали на заработки в Россию, разваливается брак, около половины имеют внебрачные связи на новой родине.
– Я вышла замуж в 2003 году, муж был старше меня на целых 14 лет, – Зухра рассказывает свою историю будто не первый раз, речь размеренная, взгляд обращен внутрь. – Я почти сразу поняла, что он безответственный. Говорю, проведи домой воду, неудобно стирать во дворе зимой руками. А он отвечает, чтобы я радовалась, у других, мол, и во дворе нет воды, тащат воду с другого конца деревни. А потом он переехал в Россию, я устроилась на работу здесь и стала мужиком в доме. А позже узнала, что у него там новая семья.
Зухра из Таджикистана уже оправилась от того кошмарного брака, получила официальный развод, прошла процедуру банкротства – бывший муж набрал на нее кредитов перед отъездом.
– Я сменила пять городов до того, как нашла место, где смогла чувствовать себя безопасно финансово. После того, как я встала на ноги, стала сама поднимать троих детей. А он начал писать, что любит нас, хочет вернуться в семью. Даже, когда я узнала, что у него онкология, то не простила. Ты, говорю, бросил нас, когда нам было трудно.
Сейчас Зухра имеет свой бизнес в Худжанде, вышла замуж за мужчину из Дагестана – ее история не самая плохая и не самая типичная. Она рассказывает, что обычно женщины на ее малой родине терпят. Терпят и ждут.
Возможность поработать в России для мужчин из Таджикистана открывает хоть какие-то перспективы. Мигранты волны 2000-х покупали автомобили, дома, устраивали дорогие пышные свадьбы, а кто поудачливее получал гражданство, образование и вовсе перебирался.
Эти коренастые люди, которые, кажется, никогда не устают, не чураются никакой работы – в коммунальной сфере, в сельском хозяйстве, на стройке. Они так проникли на рынок труда России, что заставили его считаться с собой. Целые секторы экономики зависят теперь от трудовых потоков. Огромная синявинская птицефабрика под Питером заявляла о сбоях в поставках из-за дефицита кадров из-за оттока мигрантов в другие сферы.
Но в этих приливах и отливах огромных людских масс спрятаны сюжеты о тысячах разбитых сердец. На родине у трудовых мигрантов остались жены, отношения с которыми очень легко прекратить. Не секрет, что ислам позволяет мужчине иметь до четырех жен.
Это не сильно сходится со светскими законами даже в азиатских странах СНГ, но реальность такова, что первый брак может быть зарегистрирован в органе ЗАГС, а для последующего достаточно провести никах – религиозный брачный обряд – и всё, знакомьтесь, это моя новая жена.
Исследований этой проблемы немного. В одном из них сообщается, что 40,5% опрошенных трудовых мигрантов признались, что развелись с женами после переезда в Россию. Только каждый десятый сказал, что трудовая миграция никак не отразилась на отношениях.
Впрочем, есть такие исламские наставления, которые предписывают мужчине брать новую жену только если он способен содержать и прежнюю, и всех детей. Но практика показывает, что на такие «мелочи» мужчины, у которых налаживается жизнь в новой стране, уже не обращают внимания.
Есть еще одна лазейка от религии – для того, чтобы брак перестал быть действительным, достаточно произнести трижды «талак». Такие «разводы по СМС» тоже давняя практика, на которую мусульманские духовные наставники обратили внимание только сейчас. В некоторых странах даже запретили считать талак по WhatsApp'у действительным и даже штрафуют. К примеру, в Индии можно угодить за решетку за такое.
Брошенные женщины Таджикистана не особо понимают, что можно сделать, если муж уехал и перестал поддерживать связь с семьей. Такие жалобы принимает Комитет по делам женщин и семьи. Но туда обращаются ничтожно мало – например, за 2021 год всего 42 жалобы.
Комитет оказывает материальную помощь – главное, что просят жены без мужей.
«Мы сотрудничаем с министерствами, чтобы обеспечить оставленных женщин работой, помочь им социализироваться и получить образование их детям», – цитирует «Sputnik Таджикистан» Садокат Рустам, руководительницу пресс-службы Комитета.
«Женщины могут побороться за президентские гранты для развития своей карьеры или открытия собственного бизнеса», – добавляет Садокат Рустам.
Современное законодательство Таджикистана тоже дает инструменты помощи брошенным женам. Женщина может потребовать алименты на себя, если у нее ребенок до трехлетнего возраста и на детей, если им не исполнилось 18. В крайнем случае, можно потребовать уголовного преследования сбежавшего мужа. Но, как мы понимаем, гладкие на бумагах законы даже в России редко работают в пользу обиженных женщин, что уж говорить о странах с «традиционными» религиозными устоями.
Одна из причин, по которым браки распадаются – это незрелость мужчин, говорит психолог из Таджикистана Марьям Давлатова. Они просто не готовы к браку!
– Родители выбрали им жену, но они социально, материально или даже психологически не готовы к женитьбе, – подчеркивает психолог.
У такого человека вдали от родины, от опекающих родителей, есть сотни причин, чтобы испортить отношения с женой. В стране, где религиозные запреты не работают, мужчины позволяют себе многое из того, что запрещали себе на родине.
– Нас с самого раннего детства обучают главному – воспитанию детей, домашнему хозяйству, – сетует Зухра. – Повезло, если девочка школу закончила, отдают замуж в новую семью и всё, возвращаться нельзя, это позор.
Невестка в новом доме чаще всего даже не прописана. Если мужу в России придет на ум объявить развод, то она рискует быть выставленной на улицу с детьми. В некоторых семьях, женщинам разрешают остаться, но взамен требуют тотального послушания и почти рабского труда.
Уйти и вправду некуда – часто без образования женщине очень сложно найти работу, чтобы прокормить себя и детей. Многие видят выход в петле, иные – в огне. На севере Таджикистана нередко женщина в отчаянии берет канистру с бензином, поливает себя и зажигает спичку. Через ожоговый центр в Душанбе каждый год проходят около сотни таких с неудавшимся суицидом. У скольких суицид удался, не сообщается.
Отъезд из страны как способ заработка, надо полагать, еще долго будет актуальным. Не смогут же власти Таджикистана в одночасье решить вопрос с безработицей. Остается только пожелать мужчинам, которые едут в Россию, брать пример с тех, кто действительно заботится о своей семье. Ведь не поголовно же они пускаются во все тяжкие, а значит есть и те, для которых временная миграция становится испытанием, которое только укрепляет брак.