Кажется, давно уже не было таких воззваний простых россиян к согражданам – буквально на всю страну. Путешественники Андрей и Елена в канале велопутешествий и походов в Дзене призвали всех нас откликнуться на зов о помощи всему российскому черноморскому побережью.
Иначе – будет сорван не только один пляжный сезон. А могут прийти в упадок целые регионы России.
Эти велопутешественники, муж и жена, были в Крыму относительно недавно – три года назад. Тогда их грустные наблюдения об экологическом поведении сограждан касались лишь мусора на пляжах, да отсутствия урн и мусорных площадок в зонах отдыха. Сейчас же вызов совсем иной: Россия вообще может на какое-то время лишиться курортов на Чёрном море.
15 декабря прошлого года танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» разломились в Керченском проливе. В море попало и разметало тем же штормом восемь тысяч тонн мазута. Это – катастрофа.
«Мы увидели по фото и телерепортажам, как наша Бугазская коса, по которой мы бодро шагали с велосипедами пару лет назад, практически залита мазутом», - написали Андрей и Елена.
Мазут в итоге растёкся не только у Керченского и Таманского полуостровов, но и дотянул даже до Евпатории в Крыму.
«Комкообразные» куски мазута к потеплению, маю-июню превратятся в толстую нефтяную плёнку, которая заполонит черноморские пляжи... Одна капля мазута может отравить до 25 литров воды», - пишут путешественники.
Если так, то с этим купальным сезоном можно попрощаться. Также, как и с дельфинами, чайками, и прочими атрибутами «здравницы Крым».
К чести нашего общества, наших сограждан, далеко не все пассивно сидели в новогодние праздники и ждали от государства первых шагов.
Как стал понятен масштаб бедствия, со всей России в Кубань и Крым потянулись тысячи волонтёров, ужаснувшихся картинам с дельфинами и птицами в мазуте, «черному» морю с мазутной плёнкой и залитыми нефтепродуктом пляжами.
Некоторые трудились и в Новый год. Уже произошла трагедия: 17–летний студент-волонтёр погиб, надышавшись мазута, так как тот токсичен. По всей прибрежной зоне близ Анапы, Керчи и всего Крыма стоит невыносимая вонь.
«Черную массу выбрасывает на берег, после она просачивается сквозь песок. Если не убрать верхний грунт, то отдыхающие будут дышать токсичными парами», - предупреждают блогеры.
Да, мазут вызывает тяжелые кожные заболевания при соприкосновении с кожей человека. Так что вы только подумайте, что будет, если на мелководном пляже Анапы будут плескаться дети в этой жиже!
А пока ученые утверждают, что на полную очистку прибрежной и морской экосистем от последствий кораблекрушений 15 декабря может уйти до 20-25 лет.
Чем могут помочь рядовые граждане? Для этого не нужно из Владивостока, Омска, Екатеринбурга или Мурманска ехать в Крым или Анапу. Те же Андрей и Елена купили специальную сетку для улавливания нефтепродуктов на пункт выдачи в Судаке.
Для тех, кто её желает купить для волонтёров: она называется «сетка затеняющая для садов и теплиц». Габариты — 3 на 50 метров, 80%. Рулонами – по 50 и 20 метров. Уже это поможет волонтёрам в их работе.
За час эта сеть может набрать на себя до 17 кг мазута. Кстати, летом такие работы на берегу станут бессмысленными. От тёплой погоды мазут станет жидким, сети перестанут его улавливать.
Курирует эту работу в Крыму известный там блогер Александр Михайленко. Тем кому нужно – его профиль есть в ВК и на Rutube.
Скидывать деньги никому не следует – лишь купить сетку и отправить код для выдачи волонтёрам в Крыму. Действовать лучше в сотрудничестве с официальными волонтёрскими организациями; так как и мошенники не дремлют.
Ну а те, кто чувствует в себе силы, могут приехать, набрав в ВК «помощь волонтёрам Анапа» для отмывания и выхаживания птиц. Предупредим: работа ведётся в спецодежде.
Можно также купить медикаменты для пернатых, так как их не хватает. Их также можно купить для волонтёров, предварительно с ними списавшись.
Кстати, волонтёрам уже помогают официальные благотворительные и общественные организации из разных городов России, так что если вы знаете какую-то такую организацию в месте своего проживания, можете обратиться и туда.
Естественно, что у всех нас, включая блогеров, общественников, СМИ и обывателей возникают вполне обоснованные вопросы.
Каким образом старые советские ржавые танкеры были выпущены в рейсы в шторм зимой?
Что делали надзорные органы, которые наверняка знали о состоянии судов?
Почему сразу не было ограждено место экологического бедствия? – И так далее.
На это мы можем заметить следующее. Установлены компании-владельцы танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Это компании «Кама шиппинг» (Пермь – владелец Константин Сельков) и «Волгатранснефть» (Москва — владелец Ирина Сомова). Сейчас прокуратура подала иски к собственникам за разлив мазута и мероприятия по их уборке.
Но мы также очень надеемся, что прокуратура, СК, а также и иные структуры оценят в соответствии с законом действия/бездействие надзорных органов в транспортной сфере, местных властей и так далее.
А то ведь и впрямь абсурд: ЧП федерального масштаба с погибшими людьми и разливом токсичного продукта случились с судами, которыми владеют конкретные предприятия. А волонтёры со всей страны за свой счёт ликвидируют его последствия. Это уж совсем ни в какие ворота!