Общий характер войны исламской республики и еврейского государства – торжество «дистанционных» технологий. Она ведётся сугубо в воздухе (если не считать нападений диверсантов внутри Ирана).
Израиль проводит авиационные удары по территории исламской республики, Иран отвечает ракетами и БПЛА. Как обычно, военные действия – время проверки технологий, и тут у обеих стран есть возможность проверить свои «новинки».
Если взглянуть с внешней стороны, то у Ирана для традиционного мусульманского ближневосточного государства был весьма неплохой «набор» ракетного вооружения. Считалось, что Тегеран владеет трёмя тысячами самых разных ракет, не исключая и баллистические. Произведённых как своими силами, так и купленных/похищенных.
Ныне у Ирана есть ракетные снаряды, способные покрыть расстояние до двух тысяч километров. Одна из таких ракет — Ghadr-110.
У неё есть своя система наведения, она может нести боеголовку весом до тонны. В июньском конфликте Иран уже «отвечал» ею агрессору.
Ракета Emad тоже является баллистической, дальность имеет меньшую, однако более точна. Несёт до 750 кг «боевой массы».
Сейчас военное руководство Ирана заявляет, что у него есть и «штучки» поинтереснее. Это гиперзвуковая ракета Fattah-2. У неё небольшая часть для боезаряда – 200 кг. Однако она способна уходить от систем ПВО и ПРО. Летит на полторы тысячи километров.
Пока что самой опасной разработкой Ирана является Khorramshahr-4. У неё есть разделяющаяся боеголовка, способная вместить полторы тонны боезаряда. Не исключено, что она использовалась Ираном в текущем противостоянии.
Хотя у Ирана есть и крылатые ракеты, гораздо большую роль в его дистанционном противостоянии с еврейским государством играют беспилотники. Они в разы дешевле ракет, отсюда и их значимость.
Самая распространённая модель – Shahed-136, несущий боезапас весом в 50 кг. Другая модель, Shahed-238, имеет двигатель на реактивной тяге. Обе модели могут как атаковать, так и «отвлекать».
Считается, что сейчас «ракетно-боевые» возможности Ирана снизились. Прежде всего – из-за израильской «работы» в воздухе. Военное руководство Израиля считает, что уничтожены почти половина пусковых установок и боезапаса иранских баллистических ракет.
Косвенно это подтверждается тем, что Иран сильно сократил число ракетных атак. Теперь они исчисляются не сотнями, а десятками. Одна из главных уязвимостей республики – нехватка качественных систем ПРО и ПВО. Вероятно, сейчас эту проблему для Ирана решает Китай.
Что же касается Израиля, то тут всё проще. Как истинный агрессор, эта страна совершает на Иран налёты на самолётах. В начале «спецоперации» израильтяне запустили против Тегерана «топовые» американские F-35. Они были нужны для того, чтобы «выбить» радиолокационные установки ПВО.
После того, как противовоздушная оборона лишилась «глаз», Израиль перешёл к использованию F-15 и F-16. Они продолжили подавлять ПВО Ирана при помощи бомб.
Свои баллистические ракеты Израиль ещё не использовал в данном конфликте. Модели «Иерихон 2» и «Иерихон 3» летят на расстояния до 3500 и 6000 км соответственно.
Их применение в данном конфликте, возможно, не имеет смысла. Им нужен ядерный заряд, пускать их с фугасом – слишком дорого и неэффективно.
А вот уничтожить иранский завод, обогащающий уран в Фордо, Израиль сейчас неспособен. Этот завод встроен в толще горы, на глубине более почти в сотню метров. Вот молодцы иранцы!
Нанести урон этому объекту могли бы американские 13-тонные бомбы GBU-57A. У Израиля таких бомб нет, нет и самолётов для их доставки. Собственно, именно эта загвоздка пока и сохраняет интригу в конфликте. США применять такие бомбы тоже опасно: крах режима в Иране может привести к взрыву всего Ближнего Востока.
Будь такое оружие у Израиля, он наверняка бы уже попытался ликвидировать и высшее руководство страны, и завод в Фордо. Смогут ли израильтяне уломать Трампа «хотя бы на одну бомбочку» - пока остаётся большим вопросом. Кажется, 47-й президент США обещал прекращать войны, а не усугублять их.
Пока Иран не расстрелял весь свой ракетный боезапас, Израилю тоже приходится порой весьма несладко. Да, есть система «Железный купол», которая не помогает против «баллистики».
Есть, впрочем, система «Праща Давида». Она призвана защищать от ракет средней дальности. Также есть израильско-американские ракетные комплексы «Стрела 2» и «Стрела 3» (израильское название «Хец», на заглавном фото).
Они способны уничтожать баллистические ракеты на их космическом, заатмосферном участке траектории их полёта.
Также Израиль впервые применил свою лазерную систему «Железный луч». Лучи лазера способны прожигать БПЛА и ракеты на заключительном участке их полёта до цели. Пока что система показала необходимость доработки.