Специфический слух на днях «бросили в сети». Якобы некий выходец из солнечной среднеазиатской страны работал на оборонном предприятии и делился с неизвестными лицами сведениями о производстве боеприпасов. Мы знаем, кому могла бы быть такая информация интересна. Но слух пока остался слухом.
Из всего его содержания правда только то, что трудовым мигрантам в России ныне разрешено трудиться на предприятиях оборонной промышленности. Но обозреватель «Царьграда» Юлия Банишевская посчитала, что такой слух может быть намеренным вбросом.
Он должен показать как оборонщикам, так и выше – руководству страны, регионов – что «у вас могут быть проблемы».
«Мигранты – определённая сила внутри страны», - подмечает Банишевская.
С этим не поспоришь. Люди, приехавшие сюда только по материальной и бытовой нужде вряд ли могут считаться лояльными гражданами. Вне зависимости от того, откуда они. Разорённые ли это войнами и тотально коррумпированными режимами республики Средней Азии, или, скажем, условно «приличная» Молдова, которая всеми силами рвётся в «цивилизованную Европу».
Авторы издания верно указывают: наплыв трудовых мигрантов, особенно инокультурных, ведет к проблемам в экономике и безопасности. Разными инстанциями называются разные цифры; в «высокий сезон» в России трудятся от пяти до пятнадцами миллионов «гостей». По данным ООН, например, в 2020 году в России было свыше 11 млн человек, приехавших из других стран на заработки.
Россия не только для русских
Прежде всего – из ближнего зарубежья. Бывших стран СССР, где ещё не полностью забыли русский язык. Есть конечно, представители «трудовых наций» и из более отдалённых пределов: Турции, КНДР, Китая, Вьетнама.
Не первое десятилетие, как в России сложились устоявшиеся диаспоры разных этносов, прежде всего азиатского происхождения. Чтобы было понятно читателю: первая волна бегства населения, и не только русского, из стран Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения) случилась сразу после развала Советского Союза. В 1992-1993 годах.
Бежали они в основном в Россию как бывшую «метрополию». Из временного масштаба можно делать выводы. Сколько их переселилось к нам за треть века?
Диаспоры давно стали теневыми «государствами в государстве». Неудивителен и разгул преступности, связанный с выходцами из республик. Безнаказанность их связана с покровительством руководств диаспор, которые подчас ведут бизнесы, и преуспевающие. Могут договориться и с «органами». Плюс – массовость.
В августе 2023 года многие СМИ, в частности «Регнум», заявляли, что в страну переехала уже треть всего населения Таджикистана. Правда это или преувеличение, мы сейчас подсчитывать не будем. Но как оценка весьма показательно.
Есть выходы у диаспор и на местные власти, которые часто ведут с ними специфические «дела». Ну там, торговлю-то ведь нужно как-то поддерживать в городах, верно? За отданные козырные места для бизнесов, диаспоры тоже платят лояльностью. Разве чиновник не поможет такому удобному «партнёру»?
«Царьград» вспоминает массовые драки мигрантов с Кавказа и Средней Азии, настаивая на ужесточении миграционной политики государством. Например, предлагается ограничить принятие в российское гражданство всех желающих, могущих связать два слова по-русски. Высылать семьям и лишать гражданства. Однако это даже не «фиговый листок» для прикрытия проблемы.
Привлечение иммигрантов – часть вполне официальной политики России. В 2018 году программу по переселению жителей бывших советских республик в РФ разработали в МВД, в 2019 году утвердили.
Она подразумевает «завоз» от пяти до 10 млн человек. У программы шестилетний срок действия, в 2025 году формально она заканчивается. Зачем нужно? Есть повод порассуждать о «высоких материях».
Одной из ключевых проблем России на протяжении столетий с точки зрения её руководителей (кто бы ими ни был: князья, цари, генсеки, президенты) является управляемость. Сложно за что-то отвечать в стране, когда на гигантской территории некому даже поручить то или иное дело. Здесь, нас, уважаемые читатели и пользователи, логика приводит прямиком к проблеме демографии.
В традиционном, крестьянском обществе, люди рожали потому, что иначе никак не было возможности получить рабочие руки для натурального хозяйства. Деньги для найма работников на селе имелись у единиц. Вот и приходилось самим «строгать» будущую рабочую силу, помощь в хозяйстве. Других вариантов – нет.
Потому-то и считалось счастьем иметь много детей. Если сами хозяева-родители не лентяи и здоровы, то подрастающее поколение было гарантией хотя бы отсутствия нищеты в семье.
Прогресс и связанная с ним урбанизация – массовое переселение людей в города в последние пару веков на всей планете – сломали традиционную модель воспроизводства людей. Исчезли сначала хозяйственные стимулы многодетности, после – те, что связаны с традиционной культурой и религией. Человека везде заменяет машина.
И риски депопуляции испытывают сегодня, в XXI веке почти все развитые и развивающиеся страны. Уж если Китай заявляет о превышении смертности над рождаемостью, что говорить о России... Такое вот «лирическое отступление» для разъяснения позиции нашего руководства.
Посему, пока мигрантов на стройках не заменили роботы, их присутствие будет в крупных городах России, скажем так, заметным. Приведённые выше рассуждения не отменяют рисков от инокультурной миграции. Человеку, не уважающему ни русских, ни башкир, ни якутов – зачем ехать сюда? Вопрос актуален всегда.
Вот и остаётся и нам, и работодателям просто быть бдительными в отношении новых сограждан и гостей. В конце концов – и мы упоминали это - за некоторыми исламистами стоят вполне чёткие силы из недружественных стран. Им-то и выгоден хаос как на улицах РФ, так и на предприятиях.
Иногда, впрочем, стоит научиться грамотно общаться. Люди азиатской культуры, например, имеют свою гордость, обиды за развал Союза и непроглядную нищету после десятилетий хаоса на их землях. Но они же уважают старших и ценят силу и уверенность. Особенно тех, кто умеет себя вести как хозяин на своей земле. Пока что не все мигранты - угрюмые бородачи готовые ни за понюшку табака взорвать или порезать себя или других.
Ну а особо нервным стоит выучить телефоны ближайших участковых и миграционных подразделений полиции. Других вариантов пока не просматривается. В какой-то мере выбор в пользу мигрантов сделан за нас, это верно. Но обратного в ближайшие годы не будет. А вот ужесточить контроль и надзор пока не поздно.
P.S. К слову. Страны Средней Азии и Закавказья, по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет исчерпают свой потенциал эмиграции в другие государства. Попросту говоря, и там люди заканчиваются.