Советский кинематограф был тем, что действительно объединяло людей в огромной стране. Особенно это касается периода с шестидесятых по восьмидесятые годы. Популярные герои фильмов и сериалов буквально становились народными.
Это и понятно: в стране Советов не так много было развлечений. Хотя не во всём это было плохо. Вряд ли советские граждане догадывались, что у популярнейшей картины времён позднего СССР «Место встречи изменить нельзя» «наклёвывался» «сиквел»...
Этот сериал был показан по советскому ТВ с 11 по 16 ноября 1979 года. Его приурочили к Дню милиции. Снят был сериал по роману Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия» о Московском угрозыске. Даже история его экранизации довольно необычна.
Когда братья-писатели получили экземпляры романа на руки, они устроили банкет. Среди гостей, кому подарили экземпляр, был Владимир Высоцкий.
Он прочитал «вещь» за ночь и на следующий же день явился к братьям. Прожужжал им все уши о том, что нужно снимать «большое, очень большое кино!» с ним в главной роли Глеба Жеглова.
Что ж, идея понравилась и братья переработали роман в сценарий. А неугомонный Высоцкий выступил в роли соорганизатора по подбору актеров. Именно он привёл в картину Александра Белявского на роль Фокса, Павлова на роль бандита Левченко, Бортника на роль «Промокашки» и других. Друг Высоцкого Станислав Говорухин стал режиссёром картины.
Многосерийный фильм (так тогда назывались сериалы) произвёл, естественно, фурор. Здесь был и шикарный многоплановый детективный сюжет. И моральные дилеммы сотрудников угрозыска. И дружба-конфликт Жеглова с Шараповым.
Ещё большей бомбой был сам актерский состав. Помимо упомянутых выше, снимались Наталья Фатеева и Светлана Светличная, Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев и Армен Джигарханян... В общем, логично, что фильм разошёлся на цитаты, стал явлением культуры. И поныне фразы из него можно встретить в речи старших родственников.
Не менее логично, что после успеха «главный герой» насел на братьев Вайнеров: подавай, понимаешь, продолжение!
«У вас нет никакого права оставлять Глеба Жеглова», - заявил он им ещё в середине съемок «Места».
Идея была и впрямь толковой. Но тут же Аркадий и Георгий воплотить её никак не могли. У них были обязательства по работе над новым серьезным трудом. Тем не менее, покоя им не было...
«Нужно было знать Володю Высоцкого!», - вспоминал позже один из братьев.
Высоцкий подначивал не один день и неделю Вайнеров:
«Вы должны отдать людям Жеглова и его историю».
Высоцкий, как истинно творческий человек применял разные методы на братьях, чтобы заставить их написать продолжение про Жеглова. Ругал их, захваливал и льстил. А однажды стал писать про них стихи.
«Я за «Милосердья эру» -
Вот за что спасибо вам!
Дал две дыни офицеру
И гранатов килограмм».
Всего «эпопея» включала в себя три песни, и она окончательно убедила Вайнеров писать продолжение «Эры...» с киновоплощением.
Самолично Высоцкий и придумал начало для сериала «Место встречи изменить нельзя-2». По нему, зимой должны были идти похороны самого Жеглова. А сам сериал должен был рассказать, почему фактурный капитан милиции сложил голову в борьбе с бандитами.
Высоцкий рассказал братьям историю, увиденную в детстве. В 1942 году в столицу из Свердловска шёл эшелон с продуктами. Группа энкавэдэшников во главе с капитаном охраняла поезд.
На одной из столичных станций эшелон был атакован бандитами, коих хватало в годы войны – ведь большинство способных держать оружие мужчин были задействованы в «ковке» Победы.
Охрана в неравном бою отбила поезд. Капитан в той «битве» был ранен и позже был награждён орден Красной Звезды. По задумке Высоцкого, видимо, в этой битве должен был его герой и обрести ту «Красную Звезду», что носил в оригинальном сериале. А перестрелку в 1942 году, будучи маленьким ребёнком, Высоцкий видел из окна, так как жил напротив.
Однако, «Место встречи-2» не состоялся. Высоцкий не просто так спешил. Чувствовал. В июле 1979 года, за несколько месяцев до премьеры «Места», на гастролях в Узбекистане артист пережил клиническую смерть.
Через 8 месяцев после премьеры, в июле 1980 года Высоцкий умер. Вайнеры переписали сценарий, актёр должен был появиться во второй части саги из кадров, не вошедших в первую часть. По сюжету он должен был погибнуть из-за предательства сотрудника МУРа...
Ну а после и вовсе настали мрачные времена. Братья и в России, и в США искали продюсеров-инвесторов на съёмки продолжения, но не вышло.
А после и сами Вайнеры ушли, в 2005-м – Аркадий, в 2009-м году – Георгий. Вместе с ними окончательно ушло в прошлое и «Место встречи изменить нельзя».
Каким мог бы быть второй сериал? Ударным, конечно же! Высоцкий был не промах. Он задумал для Вайнеров такое развитие сюжета. Якобы у Жеглова случается там роман... с героиней Светланы Светличной! Да, губа у Владимира Семёновича и впрямь была не дура...
В «Месте» Светличная сыграла сестру убитой Ларисы Груздевой Надежду. А впервые Высоцкий заприметил актрису полутора десятками лет ранее. Им вместе довелось играть в фильме «Стряпуха» Эдмонда Кеосаяна. Герой Высоцкого, комбайнёр и гармонист Андрей Пчёлка хотел приударить за Павлиной Хуторной, но та по сюжету отказывает ему...
Муж Светличной, актёр Владимир Ивашов приезжал на Кубань, где шли съёмки.
«Володя Высоцкий напел ему двенадцать своих новых песен, Володя Ивашов запомнил их на слух. Близкими друзьями мы не были, но относились друг к другу хорошо. Его любили мои дети», - вспоминала после Светличная.
Так или иначе, но сюжет о теплых чувствах Жеглова и «Надюши» остался лишь в планах... А на этой неделе не стало и Светланы Светличной. Заслуженная артистка России ушла 16 ноября. В 45-й юбилей сериала «Место встречи изменить нельзя».