Росстат отмечает, что рост цен на плодоовощную продукцию (сентябрь 2023 к сентябрю 2022) составил 26% – это рекорд среди всех товарных групп. Проанализируем на примере яблок, с чем связано такое бурное подорожание, а также каковы перспективы отечественного производства фруктов.
Яблоки занимают среди фруктов особое положение: они не только импортируются из-за рубежа, но также массово производятся в России, имеют большую популярность и используются в изготовлении многих продуктов (пюре, соки, варенье и так далее). Поэтому рынок яблок хорошо отражает и общую экономическую ситуацию во всём плодоовощном сегменте отечественного АПК.
Если рассматривать цены на яблоки в оптовом сегменте, то их средняя стоимость на начало октября составила 45 руб. / кг.
Однако в рознице килограмм яблок стоит 123 руб. – цены выше почти в 3 раза.
Топ-3 федеральных округов по розничной стоимости яблок (начало октября, руб./ кг.):
Самые дешевые яблоки в Южном и Северо-Кавказском ФО – 94 руб. / кг.
При этом последние недели фиксируется падение как оптовых, так и розничных цен, что отражает сезонные закономерности: новый урожай собран и идёт на рынок.
Рис. 1. Динамика средних розничных цен на яблоки (по неделям). Источник: АБ-Центр по данным Росстата
Но если смотреть динамику цен яблок с начала года, то по состоянию на середину октября их стоимость выросла на 16% – это примерно в 3 раза больше, чем инфляции за данный период.
Частично сильное удорожание яблок объясняется уменьшением импорта. Как можно заметить из Рисунка 2, летом и в сентябре 2023 года ввоз яблок из-за рубежа был на значительно более низком уровне, чем в 2020-22 гг.
Рис. 2. Динамика импорта яблок в Россию. Источник: АБ-Центр по данным ФТС
Подобное состояние импорта в значительной степени объясняется ослаблением курса отечественной валюты. Данный процесс активизировался как раз летом 2023 года: в начале июня один доллар стоил ~ 82 рубля. А уже через два месяца курс был 96 руб./ долл.
Естественно, что уменьшение ввоза яблок в физическом выражении, сопровождающееся ростом издержек импортеров из-за ослабления рубля, привело к росту их цен.
Воздействие на стоимость яблок оказывает и внутрироссийское производство, которое значительно выросло в последние годы.
По итогам 2018-2022 годов самообеспеченность яблоками составила 64,5% при производстве в 1 280 тыс. тонн. Для сравнения: в 2013-2017 годах данные показатели составляли 42% и 699 тыс. тонн.
В разрезе по регионам крупнейшим производителем яблок является Краснодарский край. Также он – крупнейший регион-донор в стране, т.е основную часть урожая реализует в других областях.
Топ-3 регионов-производителей РФ (тыс. тонн, в среднем за 2018-22 гг.):
Однако только 13 регионов страны можно отнести к донорам. Остальные больше потребляют яблок, чем производят, т.е. являются реципиентами.
Рис. 3. Баланс производства и потребления в регионах. Источник: АБ-Центр
Теоретически значительное собственное производство играет в пользу снижения цен, но есть ряд факторов, которые препятствуют такой динамике.
Первое – это транспортный фактор. Он существенен для рынка яблок, поскольку многие регионы-доноры находятся на значительном отдалении от мест потребления. Поэтому подорожание бензина предопределяет и повышение стоимости яблок.
Второе – трудовые издержки, которые растут по всей экономике. Естественно, что рост зарплат сотрудников переходит в цену яблок.
Третье – снижение конкуренции со стороны импорта. Чем меньше конкуренции, тем больше у производителей возможностей переносить свои издержки на потребителей. В случае с яблоками рост транспортных и трудовых издержек через растущие цены перекладывается на покупателей.
Итак, с начала года рост стоимости яблок превысил инфляцию примерно в 3 раза. Этому способствует увеличение стоимости ГСМ, зарплат и снижение импорта.
Однако есть и некоторые плюсы – в первую очередь это развитие собственного производства яблок. Отечественные плоды закрывают уже более 2/3 спроса россиян на яблоки. В будущем, по мере увеличения производства яблок, конкуренция будет расти, результатом чего явится и стабилизация цен на этот популярный продукт.