Всё более необычные меры приходится изобретать американским политикам – сторонникам самостийной и антироссийской Украины.
Как известно, в парламентах разных стран (Россия – не исключение) законопроекту, чтобы быть допущенным к голосованию всем составом избранников, сначала нужно пройти процедуру в профильном по данному вопросу комитету или комиссии.
Если профильное подразделение пропустит его, то и весь парламент будет рассматривать. Если нет – такой законопроект по определению нежелателен.
Так вот, проекту о военной помощи Украине в Палате представителей (нижняя палата американского Конгресса, верхняя - Сенат) подставили «ножку» еще в ходе комитетского утверждения. Три правых республиканца (вероятно, сторонники Трампа, а тот, как известно прохладно относится к поддержке Украины) заблокировали само рассмотрение вопроса.
Демократам в комитете пришлось изощриться и проголосовать за то, чтобы законопроект был вынесен прямо на пленарной сессии всей Палаты представителей. Таким образом, проект помощи Украине в нижней части американского Конгресса будут принимать «с голоса», без «визы» профильного комитета.
А это уже в определённом смысле обход парламентской традиции США. Комитеты там обладают дискреционными полномочиями: как сказали, так и должно быть для всех остальных избранников.
Уже эта история подрывает шансы американской помощи Украине в нижней палате. Всякий может встать на заседании и заявить: «Мы против попрания идеалов американской демократии!» И будет прав.
Стоит вспомнить о чём сыр-бор. Пакет американской помощи Украине завис в Конгрессе с осени 2023 года. Его объём – 60 млрд долларов. При этом поражает расчётливость американцев. Мало того, что часть средств являются займами – украинцам придётся их вернуть – так ещё и 23 млрд долларов из 60 Америка отписала самой себе на восполнение военных резервов.
Почти пять млрд по документу отойдут Украине на обслуживание армии. Около миллиарда – на то же для флота. 371 млн долларов предназначен для ВВС страны. Несколько миллиардов отписаны на закупку боеприпасов – ракет, патронов и прочего. В сумме на армейские нужды и закупку боеприпасов пойдёт свыше 13 млрд долл.
Траты расписаны на разные сроки. Что-то должно пойти на Незалежную до конца 2024 года, что-то – к октябрю 2025 года.
Голосовать американскому парламенту придётся 20 апреля. Стартует процедура как раз в Палате представителей. Там бал правят республиканцы и их выдвиженец Майк Джонсон является спикером. Но всё может пойти так, что он рискует лишиться поста.
Радикальные республиканцы в палате не согласны с настроем Джонсона — вместе с демократами проголосовать за проект.
Ему либо придётся вносить отягощающие поправки в документ, либо обходить «протестное голосование» своих же однопартийцев и идти на компромисс с представителями Демпартии (нужно 2/3 голосов для принятия проекта при переголосовании). Тогда республиканцы «свергнут» Джонсона с должности.
При этом, такие жаркие дебаты ожидаются не только по теме помощи Украине. Ещё два аналогичных законопроекта – для Израиля и Тайваня – тоже нужно будет проводить. «Израильский» точно ждут почти такие же «боевые» дискуссии и риски непрохождения.
Несмотря на все эти препятствия, Джонсон и его союзники из числа демократов полны решимости. И их даже можно в какой-то степени понять. Если Конгресс США не одобрит в ближайшие недели этот пакет помощи, Украине – каюк.
Bloomberg передало слова руководителя ЦРУ Уильяма Бёрнса:
«Существует реальная опасность, что украинцы могут потерпеть поражение к концу 2024 года. Или, как минимум, что Путин сможет диктовать условия политического урегулирования».
Представители Европы и шире Запада, на разных встречах обсуждают тяжелое положение своего «протеже», заявляют о расширении помощи, однако реального прорыва в деле у них нет. Ну вот, Олаф Шольц заявил, что ЕС отправит на Украину целых семь систем ПВО «Пэтриот».
Дональд Туск даже попенял европейским коллегам за разрыв между словом и делом:
«Если бы все слова, сказанные за последние годы в Брюсселе, о совместной обороне, можно было бы заменить пулями и ракетными установками, Европа стала бы могущественнейшей державой в мире».
Но – чего нет, того нет. Сейчас разрыв по вооружениям России и Украины составляет 10 к одному, об этом заявил лично Зеленский. И как он сам признался недавно, никакого «плана Б» на случай отказа западных стран помогать воевать Украине, у него нет. Если решение в Конгрессе провалится, то выход только один – отступать.
Не просто так самые разные источники заговорили о риске развала фронта ВСУ этим летом. Крыть украинцам нечем. Удивительно, что они ещё на что-то надеются.