Статьи19.03.2025 - 11:25

Никто не хочет 200 тысяч в месяц. Почему России всё сильнее не хватает дальнобойщиков

За последние несколько лет сфера грузоперевозок России столкнулась с дефицитом кадров. Нехватка квалифицированных водителей-дальнобойщиков весьма серьезно сказалась на транспортной отрасли. Несмотря на то, что заработные платы в этой сфере предлагаются весьма солидные, желающих проводить за баранкой по нескольку суток, а то и месяцев становится все меньше. При этом количество таксистов практически в каждом российском городе заметно возрастает. О том, почему многие дальнобойщики начали предпочитать короткие дистанции длинным, и как исправить ситуацию со всероссийскими и международными грузоперевозками, - в нашей статье.

Никто не хочет 200 тысяч в месяц. Почему России всё сильнее не хватает дальнобойщиков
Фото: news.ati.su

Такую б работу, чтоб меньше работать…

С дефицитом кадров столкнулись как солидные логистические компании, так и небольшие фирмы по грузоперевозкам. Одна из основных причин – переток сотрудников в другие сферы. В частности, многие вчерашние дальнобойщики предпочитают таксовать по своему городу или району, нежели пересекать границы субъектов Федерации.

Ситуация в ближайшее время, скорее всего, будет лишь усугубляться. Как пишет «Российская газета» со ссылкой на экспертов в транспортной отрасли, связано это с неизменным старением нынешнего поколения водителей и нежеланием молодежи посвящать свою жизнь «городам и весям».

«Дефицит кадров в отрасли сегодня составляет примерно 25%. Профессия стремительно стареет - средний возраст водителей превышает 50 лет, - сообщила Алена Галузо, директор по персоналу транспортной компании «Делко». – У нас, к примеру, 61% водителей старше 40 лет».


С кадровым голодом столкнулись даже такие крупные перевозчики как «Делко»

 

Несмотря на то, что зарплаты водителей-дальнобойщиков стабильно высокие, чем в других сферах (в среднем по России), системных изменений в ближайшее время не предвидится. Так считают специалисты Международной транспортной компании FM Logistic.

Усилению дефицита во многом способствует то, что работа дальнобойщиков не из легких. Она подразумевает практически кочевой образ жизни и материальную ответственность за состояние перевозимого груза. Если раньше эти условия оправдывались высокой зарплатой, то сегодня появились сферы деятельности со схожим уровнем дохода, но меньшими трудозатратами.

К примеру, в той же службе такси водители категории «комфорт» и «комфорт плюс» в месяц могут зарабатывать порядка 200-250 тысяч рублей (в зависимости от региона). Естественно, выбирая между «тепленьким» местечком и «вечным» движением вперед, многие водители предпочтут таксовать.

Чем меньше дальнобойщиков, тем больше таксистов

 

Посудите сами: рабочий день у таксистов, как правило, начинается в удобное для них самих время. Наряду с гибким графиком имеются и другие плюсы – автомобилем, к примеру, если он арендованный, можно пользоваться в личных интересах. Работать можно в промежутках между решением дел насущных. Кроме того, даже завершение дежурства таксисты определяют сами. Дальнобойщикам, естественно, ничего подобного даже не снилось!

 

Каждый выбирает по себе!

По мнению Алены Галузо, увеличению числа водителей и привлечению в профессию молодежи мог бы способствовать ряд мер, таких как разрешение на получение прав категории «СЕ», «С1Е» по истечении трех - шести месяцев после получения категории «С». Это могло бы ускорить процесс обучения и несколько снизить порог для входа в профессию.

Кроме того, число водителей можно увеличить и за счет введения 50-процентной компенсации стоимости получения прав категории «Е» при целевом обучении и предоставления льготной ипотеки для водителей-экспедиторов. Однако для этого необходимы соответствующие законодательные «потуги».

По мнению Галузо, нужны новые меры стимулирования потенциальных дальнобойщиков

 

Кстати, в начале текущего года ситуация с нехваткой «дальнобойных» сотрудников в ряде российских регионов в целом стабилизировалась. Так, федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» удалось закрыть практически все свободные вакансии.

«В 2025 году дефицит кадров в компании сохранился, но не является острым», - заверила Ева Климентенко, руководитель отдела персонала.

Меж тем, по данным независимого исследования, России не хватает свыше 20% водителей-дальнобойщиков. Особенно трудная, даже катастрофическая ситуация складывается в среднетоннажном и большегрузном сегментах. По словам Вадима Филатова, заместителя генерального директора транспортной компании ПЭК, сфере автоперевозок не хватает почти 60 тыс. водителей. В их компании, к примеру, дефицит кадров составляет примерно 5%.

 

Водителям, как и их «железным коням», свойственно стареть

 

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Владимир Матягин в свою очередь заявил, что в стране не достает порядка 100-150 тыс. квалифицированных водителей. Помимо непрестижности и вахтового метода работы, Матягин называет ещё одну причину, по которой соискатели избегают профессии водителя - устаревший автопарк. Средний возраст грузовиков в России достигает 20-25 лет.

В беседе с порталом НСН эксперт отметил, что некоторые транспортные компании пытаются бороться с проблемой за счет трудовых мигрантов из Средней Азии. Правда, их знания и опыт зачастую оставляют желать лучшего. Многие «водители» даже не понимают, как подъехать, чтобы разгрузиться, не знают нюансов, признался Матягин.

Как итог – дефицит кадров в «дальнобойной» транспортной сфере неизменно приводит к росту ставок на перевозки. Все это чревато серьезными финансовыми проблемами. Как с этим бороться - вопрос пока что, видимо, без ответа…