Важные новости о важном соседе: Казахстан намерен отказаться от продукции ВПК России. Среднеазиатское государство запускает проект ASPAN, который подразумевает стройку нескольких заводов для выпуска вооружений и снарядов к ним.
Факт в том, что снаряды и вооружения эти будут НАТОвских стандартов. И это уже серьёзный поворот и повод обсудить.
Астана желает построить четыре промплощадки, где будут как собираться корпуса для снарядов и мин, так и выпускаться артиллерия. Завод ASPAN один должен заработать уже через два года. Всего вложить в проекты собираются свыше миллиарда долларов.
Главным оператором и соинвестором внутри страны будет корпорация Great Sky. Первый заместитель гендиректора Андрей Тихоненко уверенно рассказал, что ASPAN – проект серьёзный, так как Казахстан обладает всеми нужными ресурсами для реализации:
«У нас есть база для выпуска снарядов: металлы, хлопок, кислоты, иные материалы», - привело его слова издание RTVI.
Первый завод ASPAN будет выпускать как продукцию российского образца (калибры 82 мм, 120 мм, 122 мм и 152 мм), так и снаряды и миномётные выстрелы стандарта НАТО калибры 155 и 60 мм соответственно.
Свои резоны у «почти братского» Казахстана, безусловно, есть. RTVI удалось поговорить с высокопоставленным военным этой страны. Тот и пояснил, что до недавнего времени там вообще не было подобных производств.
«Мы не производили даже патроны к стрелковому оружию. Армия критически зависела старых советских складов вооружений и продаж из РФ и бывших республик СССР. Дело стало улучшаться пять лет назад, когда под Карагандой заработал канадский завод по производству патронов», - рассказал военный.
Ситуацию подстегнула наша спецоперация на Украине. На учениях в 2023 году глава республики Касым-Жомарт Токаев провозгласил движение на максимальную локализацию военных производств в Казахстане.
Акцент будет сделан, по словам Токаева, на производство БПЛА, бронетехники и снарядов. Замминистра обороны Бакытбек Сыдыков пояснил журналистам, что страна поддерживает инфраструктуру для советских и российских вооружений.
«Но в целях диверсификации мы сотрудничаем по военно-технической линии со многими странами: Турцией, Китаем, Сербией, Чехией», - рассказал Сыдыков.
Что ж, причины понятны. Закупить оружие, комплектующие и линии производств можно много у кого, диверсификацию никто им запрещать не будет. Но к чему именно НАТО?
Первый зампред комитета Госдумы по обороне Андрей Журавлёв напомнил, что Казахстан, с которым у нас самая длинная сухопутная граница, с 1992 года находится в Совете североатлантического сотрудничества.
Уже 31 год государство участвует в программе «Партнёрство во имя мира». Хотя все мы не раз эти десятилетия видели, как понимают «мир» эти господа из Лондона, Вашингтона и Парижа.
«Почему НАТО так интересуется именно Казахстаном? Может, потому, что он граничит с Россией и из страны можно устроить очережной антироссийский форпост?», - задаёт риторический вопрос Журавлёв.
Примеров антироссийской политики за лет так десять можно в Казахстане набрать немало. Это и языковые патрули, вызвавшие не один международный скандал: когда русскоязычных в Казахстане шельмовали на видео и заставляли говорить по-казахски.
Это и допуск всяческих западный организаций, нежелательных у нас, для проведения «образовательных программ». Промывка мозгов действует; те из наших, кто скажем, в Кемере сталкивался с казахами и казашками на отдыхе, был неприятно удивлён.
Это и «юрты незламности» (несгибаемости), которые выставлялись в республике в поддержку Украины после начала СВО. «Коктейль» набирается «богатый».
Между прочим, это всё происходит на фоне того, что после визита Токаева в Москву был вытащен из далёких и глубоких архивов проект «поворота сибирских рек». Нашему изданию уже доводилось выражать скепсис по этому поводу.
Однако заметим, что Владимир Путин не побоялся даже общественного мнения – посчитал нужным хотя бы проверить возможность реализации этого проекта. Таково уважение к Казахстану и признание важности его для российской экономики, политики и культуры.
Ответный шаг мы тоже видим – тот самый ASPAN. Пока Россия слишком занята другими делами. Тем не менее, а что будет, если по нашей просьбе, Китай откажется от каких-то инвестпроектов в Казахстане или ужесточит условия по другим? Страна весьма хрупкая, это показал январь 2022 года. Да и само по себе увлечение «стандартами НАТО» до добра не доводит.