Жизнь Агафьи Лыковой, известной отшельницы, которая живёт в заповеднике «Хакасский», всегда вызывала интерес журналистов и блогеров – как пожилой человек может жить в полном одиночестве без привычных благ цивилизации? А что она будет делать, если вдруг заболеет? Именно это с ней и произошло – Агафья столкнулась с серьёзным испытанием — заражением коронавирусом. Как рассказала сама Агафья, болезнь протекала очень тяжело: высокая температура, кашель, сильная слабость и боль во всём теле. Однако, несмотря на все трудности, она смогла справиться с инфекцией без лекарств, полагаясь только на свои силы. Чтобы узнать подробности этой удивительной истории – читайте далее…
Агафья Карповна проживает в одиночестве в тайге, на берегу реки Еринат, вот уже тридцать пять лет. В свое время семья староверов из-за идеологических соображений была вынуждена покинуть родные места – как они говорили, чтобы укрыться от преследований со стороны «богопротивных» властей. В итоге сорок лет Лыковы жили в глуши, пока их фактически случайно не обнаружили геологи.
История семьи отшельников стала известна благодаря журналисту «Комсомольской правды» Василию Пескову, который рассказал о ней всему миру и долго время поддерживал связь с семьёй. В 1988 году скончался Карп Осипович, отец Агафьи, и она осталась одна. Впрочем, совсем одинокой она себя не считает и продолжает следовать духовному служению, в котором находит свое спасение.
«Я не одинока, я с Богом», – любит повторять Агафья.
Фото: mirea.ru
Что ни говори, а жизнь 80-летней отшельницы полна тяжелого труда и молитв, и с годами эта тяжесть только усиливается. Ей становится все труднее справляться с обязанностями на своей заимке. Поэтому инспекторы заповедника и волонтеры из Российского технологического университета МИРЭА решили взять Агафью под свою опеку.
«Мы приезжаем к Агафье Лыковой с 2011 года. Я был в составе группы с самого первого раза. Тогда мы провели на заимке два-три дня в активной работе», — рассказал «Комсомолке» Андрей Горбатюк, руководитель экспедиций РТУ МИРЭА.
По словам волонтера, первые две поездки на заимку проходили по реке. Чтобы преодолеть 300 километров вверх по течению, волонтерам требовалось несколько дней. Если воды было мало, приходилось тащить лодки вручную, порой через завалы и буреломы. Это вызывало множество трудностей всевозможных приключений.
Так, например, опекуны Агафьи могли провалиться в яму или повредить трос двигателя лодки, который мог предательски зацепиться за корни деревьев. В итоге на обратном пути все были мокрыми до нитки. Сегодня ситуация другая: волонтерам удалось найти спонсоров, благодаря которым до отшельницы можно добраться на вертолете.
Фото: соцсети
Обычно гости к Агафье приезжают в конце августа, как минимум на десять дней, чтобы заготовить достаточно дров и сена. Мужчины занимаются распилкой дров и организацией поленниц, а женщины даже научились жать траву серпом.
Последний раз волонтёры посетили отшельницу Агафью в преддверии новогодних праздников. Они привезли ей подарки в виде орехов, фруктов и сухофруктов. В гостях они пробыли всего около трёх-четырёх часов, однако этого времени хватило, чтобы расспросить Агафью о её жизни.
Так, бабушка рассказала, что не отмечает Новый год, так как, по ее словам, этот праздник был введён Петром, который не является христианским святым, и поэтому она относится к нему с определённой строгостью.
Для Агафьи наиболее важными являются церковные праздники, которые она считает личными. Она радуется, поздравляет и наряжается. На Рождество в семье Агафьи не было принято дарить подарки, но они ходили на рождественские службы, которые могут быть продолжительными. Но Агафья их выдерживает, так как для неё это дело привычное.
Волонтеры отмечают одну очень интересную черту Агафьи: несмотря на годы, проведённые в уединении, она сохранила детскую непосредственность и любознательность. Отшельница с неподдельным интересом всегда интересуется новостями из внешнего мира и спрашивает, что нового происходит на «большой земле». Конечно же, она знала про пандемию, и всегда молилась за тех, кто заболел.
Увы, но болезнь не обошла стороной и её. Осенью 2025 года Агафья Карповна заболела. Хотя к ней допускают только вакцинированных посетителей с отрицательными ПЦР-тестами, инфекция всё же проникла в её жилище. Но, как бы тщательно ни проверялись гости, всех отследить в принципе невозможно. Скорее всего, инфекцию принёс кто-то из туристов или, например, блогеров.
«Болела страшно. Думала, не выкарабкаюсь. Целую неделю не могла есть и пить. Даже картошку не выкопала. Такая страшная болезнь. Откуда она взялась? Я уже и лекарства перестала пить. Ничего не помогало», - поделилась своими впечатлениями о перенесенном недуге отшельница.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
К счастью, Агафья Карповна смогла самостоятельно справиться с недугом, не обращаясь за медицинской помощью и почти не принимая никаких лекарств. Один из ее друзей рассказал, что раньше таёжница не употребляла медикаменты, но под влиянием духовных наставников стала более снисходительной и начала принимать антибиотики. Но в этот раз она снова отказалась от лекарств. После болезни у Агафьи Карповны остались странные симптомы: у нее появилась сильная дрожь в левой руке, и она не может понять, с чем это связано.
Сегодня Агафья Карповна живёт в суровых зимних условиях: ей самой приходится носить воду из замёрзшей реки, топить печь и готовить еду для себя и своих животных. Она старается сохранять позитив и очень любит, когда к ней приезжают помощники.
А еще несколько лет назад Агафья приглашала в гости президента России Владимира Путина. Однако, как тогда отмечал пресс-секретарь Дмитрий Песков, визит Владимира Путина к сибирской отшельнице в рамках его отпуска маловероятен, так как добраться до Агафьи Лыковой непросто. Но, как знать, может быть, мечта таёжницы когда-нибудь осуществится, и на её пороге появится президент?