Два дня и два нападения с ножом в российских школах. В Петербурге и Подмосковье — двое подростков, один из которых убил человека. Страх, шок, вопросы без ответов. Почему это происходит сейчас? Что за «совпадения» приводят к трагедиям? И главное можно ли было предотвратить? Психологи, педагоги и нейробиологи указывают на тревожные факторы: от вспышек нейроинфекций до системного дефицита эмоциональной безопасности у подростков. Но ключевое — не в обстоятельствах, а в людях: в тех, кто мог бы заметить, но не заметил.
В понедельник, 15 декабря 2025 года, в одной из школ Санкт-Петербурга 15-летний девятиклассник напал с ножом на учительницу и после попытался покончить с собой. К счастью, оба остались живы, но физические и психологические травмы останутся на долгие месяцы, если не годы.
16 декабря — новая беда: в подмосковной школе другой 15-летний подросток, тоже девятиклассник, атаковал одноклассников и охранника. Один человек погиб. По предварительным данным, мотивы преступления уходят в глубокий личностный кризис подростка, но точная картина пока выясняется.
Внимание: это не «серия случайностей». Это волна и такие волны в истории школьного насилия в России и за рубежом возникают с пугающей закономерностью. Их характеризует не столько число инцидентов, сколько качество отклика общества: после первого случая — шок и меры, после второго — паралич отчаяния и иллюзия, что «всё уже неизбежно».
Психолог Лариса Суркова, кандидат наук и практикующий специалист, в своём блоге назвала три уровня предпосылок:
Всё это создаёт «идеальный шторм» для подростка, уже находящегося на грани. Но и это принципиальный момент — никакой фон не вызывает насилие сам по себе. Он лишь снижает порог срабатывания у того, кто уже в кризисе. Проблема не в том, что сигналы отсутствуют. Проблема в том, что «приёмники» отключены. Родители заняты выживанием. Учителя — нагрузкой (в среднем 27 уроков в неделю + проверка тетрадей + административные отчёты). Классные руководители ведут по 30+ детей. Психологи в школе — 1 ставка на 1000 учащихся. Система не даёт времени на внимание.
Нейропсихологи подчёркивают: 14–16 лет — это период второго большого ремоделирования мозга.
Если в этот момент есть хронический стресс; нарушен сон; есть дефицит серотонина или дофамина и травматический опыт, то риск выпадения из реальности резко возрастает. Подросток может ощущать мир как враждебный, себя — как «ничто», а насилие — как способ обрести контроль, быть замеченным, оставить след.
Это не оправдание. Это объяснение, чтобы перестать говорить «он с ума сошёл», и начать спрашивать:
«Что его сломало?»
Суркова предлагает не «следить», а быть рядом. Конкретно:
Да, металлодетекторы, тревожные кнопки, обучение охраны — нужны. Но они работают после того, как кризис уже наступил.
Профилактика в повседневной культуре школы:
Да, контент влияет. Но не как «зараза», а как усилитель. Подросток, находящийся в безопасности, не станет убийцей из-за TikTok. Но тот, кто уже чувствует себя невидимым, — может найти в радикальных сообществах первое ощущение принадлежности. Там его не осудят. Там его поймут. Даже если «понимание» — ложное.
Поэтому запреты не работают. Работает — альтернатива:
- совместные проекты с родителями (видео, подкасты, блоги);
- обучение критическому мышлению в контексте медиа;
- диалог о ценностях — не в виде лекции, а через фильмы, книги, игры.
Особую уязвимость испытывают подростки в ситуациях социокультурного разрыва:
- дети мигрантов, переживающие двойную идентичность и отчуждение;
- те, кто потерял близких;
- одарённые дети, чьи интересы не находят отклика;
- «тихие» — те, кто не буянит, не хулиганит, а исчезает постепенно.
Их кризис не кричит. Он шепчет. А шепот — слышен только тому, кто присел рядом. Детям нужна надежда. Говорите о будущем — не как о спасении «потом», а как о возможности уже сейчас.
Мы не можем гарантировать, что завтра не будет третьей трагедии. Но мы можем сделать так, чтобы рядом с каждым подростком был хотя бы один взрослый, который не боится его эмоций; не ждёт «идеального поведения»; не путает «тишину» с «благополучием» и помнит: за каждым поступком — человеческая история.
Иногда этого хватает, чтобы остановить падение. Иногда, чтобы просто дать руку, когда уже поздно. Но всегда — чтобы напомнить: ты не один. Потому что беда не в том, что мир жесток. Беда в том, что мы перестали верить — друг в друга. Вернуть это доверие и есть единственная надежда.