Декабрь по традиции должен был стать месяцем подарков, новогодних скидок и выгодных предложений, но для российских водителей он превратился в холодный душ. Рынок лихорадит так, что эксперты хватаются за голову: надежды на стабилизацию рухнули еще в начале месяца. То, что происходит сейчас в автосалонах, уже называют «ценовым штормом», сравнимым по масштабам только с кризисным и паническим 2022 годом. Сразу восемь брендов переписали ценники, и речь идет не о символических наценках «на коврики». Счет пошел на сотни тысяч рублей. Мечта о доступном автомобиле окончательно растворяется в морозном воздухе?
Больше всего вопросов и искреннего возмущения вызывает ситуация с брендом Solaris. Казалось бы, эти машины, собираемые на бывшем заводе Hyundai под Петербургом, должны стать спасательным кругом для среднего класса. Это ведь те самые родные, изученные вдоль и поперек Solaris и Creta, только с другим шильдиком. Люди ждали, что локальная сборка удержит прайс. Но обновленные прайс-листы говорят об обратном, и эти цифры пугают.
Бренд взвинтил цены с каким-то пугающим размахом. Рост составил от 330 000 до почти полумиллиона рублей! Задумайтесь на секунду: кроссовер Solaris HC (клон Hyundai Creta) на простой механике подорожал сразу на 491 тысячу. Теперь за эту модель просят почти 2,5 миллиона рублей. Обычный седан Solaris KRS (он же Kia Rio) в комплектации Comfort перешагнул психологическую отметку в 2 290 000 рублей. Мы попали в реальность, где вчерашний народный «бюджетник» стоит столько, сколько еще недавно просили за премиальный бизнес-седан.
Не пощадил кошельки покупателей и калининградский «Автотор». Их бренд «АмберАвто» повышает аппетиты уже второй раз за последние три месяца, что становится тревожной традицией. Электрический седан А5 прибавил в весе сразу 450 тысяч рублей. Теперь за «экологию» и российскую прописку придется выложить до 3 350 000 рублей — сумма, за которую можно присмотреть неплохую квартиру в регионе.
Белорусский Belgee, который так полюбили таксисты и частники за адекватное соотношение цены и качества, тоже дрогнул под общим напором. Рестайлинговый кроссовер X70 подорожал почти во всех своих версиях. Да, прибавка в 30 тысяч рублей на фоне полумиллионных скачков конкурентов кажется детской шалостью, но сама тенденция пугает. Базовая версия пока держится на уровне 2,5 млн, но надолго ли хватит запаса прочности?
Самый популярный «китаец» в России — Haval — тоже решил, что скромность нынче не в моде. Бестселлер Jolion, который буквально кормит половину дилеров страны и встречается в каждом дворе, подорожал на 50 тысяч рублей во всех версиях, кроме самой пустой. Кажется немного, но в масштабах страны это огромные суммы.
Еще жестче обошлись с потенциальными покупателями «паркетников» F7 и F7x — здесь наценка доходит до 100 тысяч рублей. Если же вы планировали брать брутальный Haval H7, готовьтесь отдать почти 4 миллиона. Китайские бренды уверенно занимают нишу, которая освободилась после ухода европейцев, и диктуют свои условия.
В премиум-сегменте цифры и вовсе потеряли связь с землей. Бренд Hongqi («Хончи») накинул 110 тысяч на кроссовер HS7 — теперь он стоит 5,1 млн рублей. А гибридный минивэн Wey 80 в топовой версии взлетел в цене на 200 тысяч, достигнув космической отметки в 8,5 миллиона рублей. Кажется, богатые тоже плачут, глядя на новые прайсы.
На этом мрачном фоне всеобщего подорожания нашелся один смельчак, который внезапно поплыл против течения. Бренд Ambertruck (все тот же «Автотор») неожиданно снизил цены на свои пикапы. Модель Work подешевела на 51 тысячу, а версия NF — на 56 тысяч рублей.
Сейчас эти рабочие лошадки стоят в диапазоне 2,2–2,5 млн рублей. Выглядит это как аттракцион невиданной щедрости или, скорее, как отчаянная попытка хоть как-то расшевелить продажи в очень специфическом сегменте пикапов, которые не пользуются массовым спросом? Время покажет.
Ситуация на рынке все больше напоминает снежный ком, несущийся с горы. Если в ноябре цены подняли 12 брендов, то декабрь подхватил эту эстафету с удвоенной силой. Аналитики предупреждают: если тенденция сохранится, к бою курантов список подорожавших марок может вырасти вдвое. Похоже, времена, когда автомобиль был просто средством передвижения, ушли в прошлое. Теперь это роскошь.
Как вы считаете, есть ли предел этому росту цен, или через год мы будем вспоминать «Солярис» за 2,5 миллиона с ностальгией, как невероятно дешевую машину?