Удивительна бывает судьба некоторых – от успешной карьеры к статусу иноагента и почти забвению в своей стране. И не сказать, чтобы кто-то сильно помешал... Если только не сами же себе.
Такова судьба, к примеру, Михаила Касьянова*. Ещё в нулевых автору доводилось бывать на встрече для прессы с ним, где бывший министр финансов в правительствах при Ельцине и Путине громогласно вещал, что он-де с Путиным «вершил правильные дела». Тогда Касьянов ещё не оставлял надежд на президентское кресло.
А родился он в типично интеллигентской семье. Отец был преподавателем, мать трудилась экономистом. По первому образованию Михаил Михайлович – строитель. Срочную в армии служил в кремлёвском карауле.
Судьба благоприятствовала Касьянову. В 1981 году он поступил на работу в структуры Госплана РСФСР. От инженера дослужился до начальника подотдела Отдела внешнеэкономических связей к 1990 году.
Параллельно окончил Высшие экономические курсы при Госплане СССР. Таким образом получив второе высшее образование.
Когда Госплан был ликвидирован, а на его месте учредили Минфин РФ, Касьянов волею судьбы оказался и там. И продолжил расти по карьерной лестнице.
В 1995 году он стал замминистра финансов обновлённой России. Ему поручили крайне деликатную тему: урегулирование внешнего долга РФ. Чтобы было понятно, напомним: долги перед Западом СССР копил самое позднее с 1970-х годов.
На своём посту Касьянов вновь показал класс. Ему удалось уговорить Парижский и Лондонские клубы кредиторов урегулировать советские долги.
Наша страна впервые с царских времён смогла выпустить еврооблигации на западных рынках. Бизнес получил доступ к недорогим кредитам западных банков.
На том приключения России в девяностые, конечно, не завершились. В 1998 году грянул дефолт – отказ РФ платить по обязательствам внешних заимствований.
Касьянов и тут пригодился. Он стал главой рабочей группы по урегулированию последствий финансового краха. Вновь блистал на переговорах с западными «партнёрами».
Однако тогда уже полетела «первая ласточка». Бывший генпрокурор Юрий Скуратов вспоминал, что тогда появились первые сведения у «ока государева» о том, что Касьянов приказал перевести четыре миллиарда долларов Центробанка РФ в банки, работавшие в США. Это не помешало Касьянову в 1999 году стать министром финансов.
Эпоха менялась, и Ельцина сменил на главном посту страны Путин. Политика стала более деловитой, менее хаотичной, более прагматичной и жёсткой. Касьянов на первых порах и здесь пригодился более чем.
Удачливый и умелый администратор и переговорщик сумел попасть на место председателя правительства в мае 2000 года. Казалось, чары удачливого «мальчика с золотой ложкой во рту» продолжают действовать.
Россия в первый срок Путина и при Касьянове избавилась от дефицита бюджета. Была списана ещё треть советских долгов. В «Европах» признали Касьянова лучшим министром финансов в 2000 году.
Однако эта музыка играла недолго. Грянуло дело Mabetex. Оказалось, что эта швейцарская фирма, занимавшаяся реконструкцией Кремля, давала крупную мзду за право получения госзаказов. Следователи допрашивали и жену и дочерей Ельцина.
И выходило по всему, что именно Касьянов проводил все расчёты с Mabetex и Mercata. Благодаря этому из госбюджета выводились финансы управделами президента. Правда следствие по этому делу было остановлено после отставки Юрия Скуратова с поста генпрокурора в 2000 году.
Но тучи уже сгустились. Впрочем, везунчику Касьянову удалось доработать почти до конца первого срока Путина.
Главной подножкой для него, как и для многих западников в правительстве и администрации президента стало дело ЮКОСа. Касьянов публично вступался и за арестованного Платона Лебедева, и за самого Ходорковского.
В конце февраля 2004 года, за две недели до выборов, Касьянова отправили в отставку. Существует версия, что Путин просто так отреагировал на донесения о возможном заговоре не то Березовского, не то самого Касьянова вкупе с Немцовым, с целью сорвать выборы президента.
В любом случае, «Миша два процента» отделался очень легко. Но с тех пор началась совершенно иная «фаза» в его биографии.
Этот политик понимал: узнаваемость нужно пытаться конвертировать в новые «очки» на Олимпе. Попытался участвовать в выборах президента 2008 года. Но ЦИК отказал ему на основании низкого качества собранных подписей.
Далее Касьянов участвовал во множестве разных оппозиционных организаций. Был сопредседателем разных организаций и партий. В ПАРНАСе («Партия народной свободы», в 2023 году ликвидирована Минюстом РФ) был сопредседателем вместе с Немцовым и Рыжковым. Успехов особых не добился.
Тем временем, журналисты «нарыли» историю его прозвища «Миша Два процента». Как оказалось, Касьянов за гроши продавал долги РФ за рубеж. А потом, как министр и премьер требовал, чтобы Россия платила их в полном объёме. В «дружественные» ему банки. За услуги на разнице в десятки и сотни миллионов долларов и брал пресловутые 2%.
После Второго майдана и Русской весны политический профиль Касьянова ещё более «заострился». Когда убили Немцова, бывший премьер российского правительства передал на Запад так называемый «Список Немцова».
Это были работники СМИ, которые, как считал Касьянов травили Немцова при жизни. Так оно было или нет, но Касьянов оказался в роли не только коррупционера, но и доносчика.
Ну а после начала СВО определилась и дальнейшая судьба бывшего министра и премьера. Он примкнул к сонму политэмигрантов, уехав в США. А здесь обрёл статус иноагента за свои «протестные» высказывания.
* — Судом в РФ признан иноагентом