Статьи17.10.2025 - 12:14

Удачливый министр и коррупционер: как Михаил Касьянов* работал с Ельциным и Путиным. Где сейчас «Миша два процента»?

Удивительна бывает судьба некоторых – от успешной карьеры к статусу иноагента и почти забвению в своей стране. И не сказать, чтобы кто-то сильно помешал... Если только не сами же себе.

Фото: DPA/O. Zoloto, источник: dw.com

Такова судьба, к примеру, Михаила Касьянова*. Ещё в нулевых автору доводилось бывать на встрече для прессы с ним, где бывший министр финансов в правительствах при Ельцине и Путине громогласно вещал, что он-де с Путиным «вершил правильные дела». Тогда Касьянов ещё не оставлял надежд на президентское кресло.

«Сын» Госплана

А родился он в типично интеллигентской семье. Отец был преподавателем, мать трудилась экономистом. По первому образованию Михаил Михайлович – строитель. Срочную в армии служил в кремлёвском карауле.

Судьба благоприятствовала Касьянову. В 1981 году он поступил на работу в структуры Госплана РСФСР. От инженера дослужился до начальника подотдела Отдела внешнеэкономических связей к 1990 году.

Параллельно окончил Высшие экономические курсы при Госплане СССР. Таким образом получив второе высшее образование.

Когда Госплан был ликвидирован, а на его месте учредили Минфин РФ, Касьянов волею судьбы оказался и там. И продолжил расти по карьерной лестнице.

Лондон и Париж усмирены

В 1995 году он стал замминистра финансов обновлённой России. Ему поручили крайне деликатную тему: урегулирование внешнего долга РФ. Чтобы было понятно, напомним: долги перед Западом СССР копил самое позднее с 1970-х годов.

На своём посту Касьянов вновь показал класс. Ему удалось уговорить Парижский и Лондонские клубы кредиторов урегулировать советские долги.

Наша страна впервые с царских времён смогла выпустить еврооблигации на западных рынках. Бизнес получил доступ к недорогим кредитам западных банков.

Дефолт многих заставил нервничать, в том числе и саму власть

На том приключения России в девяностые, конечно, не завершились. В 1998 году грянул дефолт – отказ РФ платить по обязательствам внешних заимствований.

Касьянов и тут пригодился. Он стал главой рабочей группы по урегулированию последствий финансового краха. Вновь блистал на переговорах с западными «партнёрами».

Однако тогда уже полетела «первая ласточка». Бывший генпрокурор Юрий Скуратов вспоминал, что тогда появились первые сведения у «ока государева» о том, что Касьянов приказал перевести четыре миллиарда долларов Центробанка РФ в банки, работавшие в США. Это не помешало Касьянову в 1999 году стать министром финансов.

Вроде бы договорился с Путиным, но...

Эпоха менялась, и Ельцина сменил на главном посту страны Путин. Политика стала более деловитой, менее хаотичной, более прагматичной и жёсткой. Касьянов на первых порах и здесь пригодился более чем.

Удачливый и умелый администратор и переговорщик сумел попасть на место председателя правительства в мае 2000 года. Казалось, чары удачливого «мальчика с золотой ложкой во рту» продолжают действовать.

Россия в первый срок Путина и при Касьянове избавилась от дефицита бюджета. Была списана ещё треть советских долгов. В «Европах» признали Касьянова лучшим министром финансов в 2000 году.

Какое-то время Путин и Касьянов конструктивно работали друг с другом

Однако эта музыка играла недолго. Грянуло дело Mabetex. Оказалось, что эта швейцарская фирма, занимавшаяся реконструкцией Кремля, давала крупную мзду за право получения госзаказов. Следователи допрашивали и жену и дочерей Ельцина.

И выходило по всему, что именно Касьянов проводил все расчёты с Mabetex и Mercata. Благодаря этому из госбюджета выводились финансы управделами президента. Правда следствие по этому делу было остановлено после отставки Юрия Скуратова с поста генпрокурора в 2000 году.

История с заговором

Но тучи уже сгустились. Впрочем, везунчику Касьянову удалось доработать почти до конца первого срока Путина.

Главной подножкой для него, как и для многих западников в правительстве и администрации президента стало дело ЮКОСа. Касьянов публично вступался и за арестованного Платона Лебедева, и за самого Ходорковского.

В конце февраля 2004 года, за две недели до выборов, Касьянова отправили в отставку. Существует версия, что Путин просто так отреагировал на донесения о возможном заговоре не то Березовского, не то самого Касьянова вкупе с Немцовым, с целью сорвать выборы президента.

В любом случае, «Миша два процента» отделался очень легко. Но с тех пор началась совершенно иная «фаза» в его биографии.

Нерешительный несистемщик

Этот политик понимал: узнаваемость нужно пытаться конвертировать в новые «очки» на Олимпе. Попытался участвовать в выборах президента 2008 года. Но ЦИК отказал ему на основании низкого качества собранных подписей.

Ещё Березовский отмечал, что Касьянов - политик несмелый и на баррикады не пойдёт 

Далее Касьянов участвовал во множестве разных оппозиционных организаций. Был сопредседателем разных организаций и партий. В ПАРНАСе («Партия народной свободы», в 2023 году ликвидирована Минюстом РФ) был сопредседателем вместе с Немцовым и Рыжковым. Успехов особых не добился.

Тем временем, журналисты «нарыли» историю его прозвища «Миша Два процента». Как оказалось, Касьянов за гроши продавал долги РФ за рубеж. А потом, как министр и премьер требовал, чтобы Россия платила их в полном объёме. В «дружественные» ему банки. За услуги на разнице в десятки и сотни миллионов долларов и брал пресловутые 2%.

От доносов – к политэмиграции

После Второго майдана и Русской весны политический профиль Касьянова ещё более «заострился». Когда убили Немцова, бывший премьер российского правительства передал на Запад так называемый «Список Немцова».

В оппозиции Касьянову пришлось пережить разное

Это были работники СМИ, которые, как считал Касьянов травили Немцова при жизни. Так оно было или нет, но Касьянов оказался в роли не только коррупционера, но и доносчика.

Ну а после начала СВО определилась и дальнейшая судьба бывшего министра и премьера. Он примкнул к сонму политэмигрантов, уехав в США. А здесь обрёл статус иноагента за свои «протестные» высказывания.

 

* — Судом в РФ признан иноагентом

 

Реклама