Недавняя история, произошедшая в Якутии со школьницей, которую насмерть загрызла стая бродячих псов, набирает новые обороты. Трагедия не только привела к столкновению зоозащитников и тех, кто жаждет справедливого наказания за смерть ребенка, но и выявила массу нарушений в реализации законодательства о безнадзорных животных. О том, понесет ли кто-то наказание за произошедшее в якутском поселке Чульман, - в данной статье.
ЧП, случившееся в начале октября, потрясло буквально всю Россию: в небольшом якутском поселке свора бродячих собак средь бела дня загрызла 12-летнюю школьницу. В течение двух последующих суток медики пытались спасти ребенка, но сердце девочки, увы, не выдержало.
Под нажимом местных жителей, возмущенных этим случаем, а также тем, что из-за бездомных стай невозможно выйти из дома, местные правоохранители возбудили уголовное дело в отношении главы поселкового совета и вышли с ходатайством о его аресте. Однако суд навстречу не пошел: чиновник остался на свободе, правда, его временно отстранили от должности. «Но велика ли в происходящем его вина?» - задаются резонным вопросом некоторые пользователи Сети.
Стихийный митинг из числа местных жителей у администрации Чульманского поселкового совета собрался на следующий день после трагедии. У здания выстроились правоохранители – полицейские и росгвардейцы, видимо, для предотвращения возможной расправы над властями, которых чульманцы считают главными виновниками собачьего «беспредела».
Правоохранители всегда начеку
«Собаки по 15-20 голов бегают по поселку. Огромные сборища у школы, Дома культуры, спортивного комплекса, - рассказала местная жительница по имени Ирина. - У столовой бывало и по 30 собак – их там подкармливают. Все здоровые, холеные. И что примечательно, на всю стаю только одна-две чипированные».
Главная претензия, предъявленная главе поселка и его команде, - неэффективная работа по программе ОСВВ (отлову, стерилизации, вакцинации и возврату собак в естественный ареал обитания). Согласно регламенту, животных осматривают, при необходимости отправляют на карантин, вакцинируют, стерилизуют, лечат. Через 30 дней, если пес неагрессивен, а хозяева не нашлись, отпускают там, где подобрали.
«Где гарантия, что те, кого возвращают снова на улицу, стерилизованы эффективно? Почему у нас чипированные собаки без конца плодятся? – таким вопросом задался Валерий Кашуба, отец погибшей девочки. - Люди к тому же без конца продолжают выкидывать своих собак на улицу, отпускают на самовыгул. Почему за это никто не несет ответственности?»
По словам поселкового главы Сталика Дерягина, местная администрация «связана» по рукам и ногам. На текущий год выделено около 440 тыс. рублей на мероприятия по отлову бродячих псов, при этом на одну голову тратится порядка 18 тыс. Поэтому за год по программе ОСВВ можно отловить не более 24-25 собак.
Сталик Дерягин объясняет людям, как у него «связаны» руки
Ситуация усугубляется еще и тем, что в поселке нет ни одного приюта для животных. Правда, после трагедии в региональном управлении ветеринарии заверили, что в Чульмане скоро появится собственный пункт передержки. Он уже практически готов к эксплуатации, сейчас там находятся порядка 30 псин.
Как рассказала журналистам РИА Новости владелица частного приюта «Дай лапу», расположенного в райцентре Нерюнгри, занимающаяся отловом по программе ОСВВ, в 2023 году из бюджета были выделены средства на отлов 50 животных. При этом услуги ветеринара обходятся в 6 тыс. рублей за одну особь (и то со скидкой).
«Выход один – вкладывать свои средства. Если подбираем травмированных, пытаемся лечить самостоятельно. Благо, подключаются волонтеры», - пояснила женщина.
По ее словам, проблема не только в нехватке средств. Нет желающих заниматься отловом собак. Примечательно, что среди бродячих немало и домашних питомцев, которых владельцы специально отвязывают «погулять». Те же в свою очередь нередко прибиваются к бродячим стаям и становятся, подобно им, весьма агрессивными.
Кстати, после громкой трагедии ничего не изменилось – местные жители продолжают выпускать на улицу своих животных. Еще и хитрят при этом – отправляют их на прогулку без ошейников. Если что, мол, бродячая…
Десятки недовольных собачьим «произволом» людей пришли на встречу с главой поселка
Меж тем, в администрации Нерюнгринского района сообщили, что в текущем году на все населенные пункты, входящие в его состав, должны были выделить 12 млн рублей, но удалось «выпросить» у регионального управления ветеринарии лишь 3 млн.
«В поселке Чульман, где ситуация с безнадзорными животными всегда была напряженной, практически все средства израсходованы, - рассказали в райадминистрации. - Такая же ситуация и в поселке Серебряный Бор».
Однако решение все-таки нашлось: районные власти посоветовали поселковым главам затянуть пояса и пересмотреть свои бюджеты. Иными словами, сэкономить на других мероприятиях, увеличив расходы на собак.
По мнению Александра Кошукова, депутата Госсобрания Республики Саха (Якутия), программа ОСВВ в условиях Крайнего Севера не работает. Содержание пунктов передержки или приютов обходится, в зависимости от климатических условий и отдаленности населенных пунктов, в десятки, а то и сотни миллионов рублей.
Питомники быстро переполняются, отловленных собак просто некуда помещать. Следовательно, необходимо строить новые пункты. При этом пожизненное содержание сотен животных в постоянно растущем приюте - непосильное бремя для поселкового бюджета, считает Кошуков.
Собачьи питомники не бывают пустыми
Как рассказал РИА Новости депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета по экологии Владимир Бурматов, сегодня вопросы по безнадзорным животным отнесены к региональному уровню, бюджеты которых попросту неспособны к реализации всех необходимых мер, определенных программой ОСВВ.
На данный момент ясно одно: без внушительной поддержки федеральной власти, как говорится, «воз» будет еще долго там. Страдать же от этого продолжат простые граждане – дети, взрослые, старики, ежедневно в разных регионах страны подвергающиеся атакам тысяч бездомных, голодных псов, за которых нет ответа у тех, кто когда-то их приручил.