Тихо и незаметно прошла вполне знаковая дата. 35 лет назад Украинская ССР приняла декларацию о государственном суверенитете. Это случилось 16 июля 1990 года утром.
Документ принимал Верховный Совет республики. «За» проголосовали 335 человек. Против были четверо. Не голосовали 26 человек. Так более трети века назад начиналась история современной Украины.
Все были преисполнены лучших ожиданий. За океаном радовался советник президента США Бжезинский:
«Первый гвоздь в гроб советской империи».
Леонид Кравчук, второй секретарь ЦК КПУ (ему суждено было стать первым президентом Украины) заявил, что:
«Народ Украины двигался к этому дню упорно и настойчиво».
Именно ему, родившемуся в Польше, а умершему в Германии, доведётся начать первый этап декоммунизации, а на деле и дерусификации Украины. Но в те летние дни все были преисполнены наилучших ожиданий.
Парад суверенитетов, начавшийся ещё в 1988 году с Эстонии, логично завершался принятием соответствующих деклараций. Самой первой её одобрила в марте 1990 года Литва. Украинская ССР, естественно, не могла остаться в стороне от такого «почина».
Всего за 3 года активной Перестройки весь СССР переругался в кровь. На национальных окраинах вспыхивали вооружённые конфликты. Все стремились «отделиться». Горбачёв затеял реформу СССР – попытку переписать союзный договор и создать Союз Суверенных Государств.
На решение элит советских республик повлияли многие факторы. Но одним из главных мотивов был экономический. Горбачёв уже не мог скрывать факты близящегося финансового краха.
Потому и возобладала такая точка зрения:
«Многие тогда считали так: развяжемся с СССР и сразу заживём богато. Сейчас видно, что те, кто так полагал, ныне бы проголосовали против», - вспоминал много лет спустя Кравчук.
А пока что принятая декларация фиксировала принципы и границы «новой Украины».
В документе было прописано, что Украина имеет право на собственную армию, внутренние войска и органы госбезопасности. Речи о выходе из СССР пока не было. Провозглашалась именно что суверенность на своей территории.
Этот документ был плодом очень тяжелого компромисса между демократами, националистами и коммунистами в Верховном совете республики. Демократы и националисты рассматривали декларацию о госсуверенитете как шаг к полному разрыву с СССР, а коммунисты – как временный компромисс до заключения нового союзного договора.
Потому документ был выдержан в советско-гуманистическом духе. Признавалась полиэтничность, многонациональность Украины. Всем народам гарантировалось «право свободного развития».
Одной из важнейших вех, закреплённых в документе, стало объявление нейтрального и безъядерного статуса страны. Руководство ЦК КПУ обязалось не закупать и не производить атомного оружия.
Однако не менее значимой для будущего государства оказалась и следующая норма:
«Украина прямо участвует в общеевропейском процессе и европейских структурах».
Помимо этого, Киев признал приоритет норм международного права перед национальным.
А далее всё было предсказуемым. Новоогаревский процесс по созданию и подписанию обновлённого союзного договора забуксовал. Горбачев терял власть над КПСС, Москва продолжала терять власть над союзными республиками.
Мартовский референдум 1991 года о сохранении СССР показал, что 70% населения Украинской ССР хотят оставаться в Союзе. Однако на деле он мало что уже значил. В июле 1991 года в Киеве отмечали первую годовщину Декларации о государственном суверенитете. Союзу оставалось существовать на деле чуть больше месяца, на бумаге – менее полугода.
Сразу после краха путча ГКЧП, 24 августа 1991 года Верховная Рада проголосовала за Акт о провозглашении независимости Украины. Это был просто очередной шаг реализации самой Декларации о суверенитете. 24 августа стал Днём независимости на Украине.
Окончательно процесс был завершён в декабре того же года. Кравчук отказался от участия в процессе по созданию нового союзного договора, что неминуемо привело к подписанию Беловежских соглашений 8 декабря. А дальше всё пошло, как пошло...
Но наивно думать, что на этом история завершилась. Наоборот. Именно сегодняшние дни показывают суть того, какое в реальности решение приняла Украинская ССР. А был это путь в историческое небытие. Хотите доказательств?
Ни в одном из пабликов украинских СМИ в ТГ за эти дни нет ни одного упоминания вроде бы значимого для государства события. История умерла в этой пока ещё стране. Все – и СМИ, и проплаченные пропагандисты пишут только о перестановках в правительстве. Показательно, в общем.
Естественно, что в нынешней «Незалежной» забыты и принципы той декларации – уважения к соседям, другим народам в стране и прочее. Наплевали на безъядерный статус и нейтралитет.
Совсем недавно Зеленский вымогал в Брюсселе ядерное оружие. Да и про требования принять страну в НАТО мы слышим не один год.
А итог очень прост. Украина наплевала на принципы своей независимости, значит ей она и не нужна. А после придётся отказаться и от государственности. Уже и неважно, в чью пользу.