В Индии продолжается расследование причин страшной авиакатастрофы, унесшей не одну сотню человеческих жизней. Благодаря найденным черным ящикам следователи уже изучили последние слова пилотов. Предварительная картина произошедшего перед ними предстала более-менее ясная и в то же время совсем неправдоподобная. О том, что же могло привести к трагедии, - в нашей статье.
Авиакатастрофа произошла 12 июня. Пассажирский самолет должен был вылететь из индийского города Ахмадабад в Лондон, однако потерпел крушение сразу после взлета. Воздушное судно, едва поднявшись в воздух, врезалось в здание общежития местного медицинского колледжа. По предварительным данным, погибли почти три сотни человек, включая 13 детей (точное количество жертв до сих пор неизвестно).
В самолете, согласно спискам, находились жители Индии, Великобритании, Португалии и Канады. Выжить удалось лишь одному Вишвасу Кумару Рамешу. Мужчина рассказал, что авиалайнер заглох через минуту после взлета, а свет на борту сменился с зеленого на белый, после чего произошло столкновение со зданием. Несмотря на полученные ушибы и ожоги, пассажиру удалось самостоятельно выбраться из разбившегося самолета. Кстати, место ЧП посетил глава индийского правительства Нарендра Моди, который не преминул заглянуть к чудом уцелевшему пассажиру.
Моди навестил выжившего в авиакатастрофе Рамеша
Компании Air India было приказано провести дополнительное техническое обслуживание и проверки 33 оставшихся в ее парке самолетов. Однако многие авиакомпании по всему миру продолжают эксплуатировать эту модель в обычном режиме. Меж тем, глава авиакомпании Чандрасекаран заявил, что авиакатастрофа должна стать катализатором для повышения безопасности полетов.
«Мы должны использовать этот инцидент как силовой акт для создания более безопасной авиакомпании», - призвал он своих многочисленных сотрудников.
Специалисты, расследующие данную трагедию, рассмотрели множество вариантов причин произошедшего – от ошибки экипажа до сбоя электроники. Однако, как и ожидалось, многое прояснилось после того, как был обнаружен второй самописец (первый был найден практически сразу после ЧП).
Шансов выжить не было ни у кого
Расшифровка и анализ записей черного ящика, найденного 14 июня на крыше разрушенного общежития, предварительно показала, что трагедия произошла из-за жуткого стечения нескольких обстоятельств, включая ошибку пилотирования и техническую неисправность. Как пишет «Московский комсомолец», в момент взлета и набора высоты крепление пилотского кресла не выдержало перегрузки и откатилось назад.
При этом пилот непроизвольно, инстинктивно, чтобы удержаться, схватился рукой за первый попавшийся предмет. Это оказались РУДы (рычаги управления двигателем). Они были установлены на взлетный режим (т. е. на максимальную тягу). Пилот, ухватившись за них и отъехав назад вместе с креслом, переключил рычаги на холостой ход, что буквально в доли секунды привело к их остановке. Самолет по инерции продолжил полет со снижением, пока не столкнулся со зданием.
Черный ящик зафиксировал несколько записей в переговорах экипажа. Так, на 18-й секунде второй пилот кричит: «Тяга падает!» Тут же голос капитана воздушного судна: «Мое кресло!» На 26-й секунде двигатели глохнут, когда самолет находился на высоте 214 футов (65 метров). На 38-й секунде самолет столкнулся с землей.
Здание общежития, в которое врезался самолет, серьезно пострадало
Как сообщил в интервью «Российской газете» Сергей Мельниченко, гендиректор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», это была первая катастрофа самолета Boeing 787 Dreamliner за 16 лет эксплуатации данного типа. За это время десяткам авиакомпаний было поставлено свыше 1000 самолетов.
«Если кресло покатилось, пилоту ни в коем случае нельзя хвататься за рычаги управления двигателем - РУДы, - в беседе с «МК» отметил пилот гражданской авиации с 40-летним стажем Владимир Сальников. - Они при взлете полностью выдвинуты вперёд, на максимальную тягу. И вот капитан воздушного судна в нарушение инструкций за них ухватился, когда кресло откатилось назад».
Эксперт уверен: катастрофы можно было бы избежать, если бы командир судна дал команду второму пилоту взять управление на себя. В этом случае полёт продолжился бы без всяких проблем. Получается, человеческая ошибка привела к трагедии...
Место крушения пассажирского самолета в городе Ахмадабад
А ведь еще за пару дней до того, как удалось прослушать записи черных ящиков, многие были уверены, что данное ЧП - неслучайное и проводили аналогию с печально известной трагедией, произошедшей в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
Так, бывший пресс-секретарь миллиардера Павла Дурова Георгий Лобушкин даже опубликовал в своем телеграм-канале скриншот двух воздушных трагедий, произошедших с разницей почти в 24 года. Сравнение последствий кадров теракта в США и падения самолёта в Индии, действительно, вызвало у пользователей Сети немало вопросов. Теперь они, судя по всему, отпали сами собой...