Статьи17.06.2024 - 11:15

Захват не удался: Силовики ликвидировали террористов. «Образцовое» СИЗО в Ростове нужно проверить

В ростовском СИЗО ликвидированы все террористы, а заложники благополучно освобождены. О том, как получилось, что последователи ИГИЛ*, осужденные за теракты, находясь в разных камерах, смогли скооперироваться, вооружиться и пленить сотрудников, - в нашей статье.

Фото: телеграм-канал 112

«Эту группу подготовил сам Аллах»

 

ЧП в Ростовской области произошло в одно из главных мусульманских торжеств – Курбан-байрам. В ночь на 16 июня преступники выломали решетки окон своих камер на четвертом и третьем этажах, по самодельным канатам спустились вниз и захватили сначала младшего инспектора Кончакова, затем – начальника оперативного управления ГУ ФСИН России по Ростовской области Богму.

О том, что случилось, стало известно утром, когда появилась видеозапись. При этом террористы поначалу не выдвигали никаких требований. Они просто заявили, что «эту группу подготовил сам Аллах».

Младший инспектор Виктор Кончаков - в заложниках

 

«Люди настроены серьезно. Услышьте их», - произнес, глядя в камеру, Александр Богма после того, как один из преступников потребовал от него «что-нибудь сказать».

Затем начались требования: машина, оружие и возможность уехать из СИЗО – всё, что им было нужно, взамен они обещали отпустить заложников. Всё было кончено буквально за три минуты: пока с ними вели переговоры, штурмовики (спецназовцы, омоновцы, росгвардейцы) начали действовать. Троих убили на месте, остальные умерли от ран.

Александр Богма в руках террориста

 

Позже выяснилось, что все шестеро сидели в разных камерах, их готовили отправить по этапу. Задание – захватить заложников - они, якобы, получили извне задолго до часа «икс». Несколько месяцев они переписывались по смс, созванивались, вырабатывали план.

Откуда у заключенных мобильные телефоны, ножи и заточки, а также повязки смертников и террористические флаги – предстоит выяснить следствию.

Террористы выдвинули требования: машина, оружие и безопасный выезд из СИЗО

 

Примечательно, что всего за несколько дней до случившегося на интернет-просторах появился репортаж из СИЗО-1, в котором рассказывалось, что их служба охраны на протяжении последних лет признается лучшей в регионе.

Начальник СИЗО Джамал Набиев сообщил журналистам, что уверен в каждом из своих сотрудников. Что ж, теперь их всех ждет служебная проверка, которая должна выявить пособников преступников. Ведь всем понятно, что без чьей-то помощи сами террористы, запертые в клетках, не смогли бы ничего сделать.

Служба охраны ростовского СИЗО-1 считалась лучшей в области

 

По словам Евы Меркачевой, члена Совета по правам человека при президенте, какими бы здоровыми и сильными ни были преступники, просто так выбить решетки на окнах им бы не удалось.

«В московском СИЗО людей, которых привлекают за какие-то посты, побрили налысо, а террористы настоящие - с бородами, во всей «амуниции» - выглядят так же, как на свободе. Как так произошло? Честно говоря, у меня шок. Настолько халатно не могло быть, казалось бы, но оно по факту так», - отметила Меркачева.

Журналист и правозащитник Ева Меркачева

 

Больше, чем положено

Уже известно, что трое террористов в минувшем декабре осуждены к длительным срокам заключения за участие в ИГИЛ* и подготовку теракта в Верховном суде Карачаево-Черкессии (не менее 18 лет лишения свободы).

Остальных они завербовали уже в изоляторе, в том числе 22-летнего Малика Г., сына экс-главврача одной из участковых больниц региона, у которого год назад нашли тайник с компонентами взрывчатки. Про парня известно то, что, будучи студентом медакадемии, он увлекся радикальными идеями ислама.

Флаг запрещенной в России террористической организации преступникам передали под видом полотенца, написал телеграм-канал SHOT. Ножи и заточки, по предварительным данным, были взяты у других заключенных. Откуда они у тех – пока неизвестно. Начались обыски по месту жительства ближайших родственников террористов и, непосредственно, в СИЗО. У других заключенных ищут запрещенные предметы.

Операция по ликвидации террористов завершена

 

В следственном изоляторе находится на 300 заключенных больше, чем здание вообще может вместить, а сотрудников, наоборот, слишком мало. Как пишет издание «Блокнот», дефицит кадров связан и с маленькими заработными платами, и с нежеланием работать там, где содержатся особо опасные преступники.

В этом СИЗО, как выяснилось, содержатся и мужчины, и женщины, и даже подростки. Последних – около 40 человек.

«Захват заложников в ростовском СИЗО – результат отсутствия профилактики экстремизма и распространения деструктивных идей в системе ФСИН», - уверен депутат Госдумы Александр Хинштейн.

Депутат Государственной Думы Александр Хинштейн

 

Впрочем, его коллега – Михаил Старшинов предложил не делать скоропалительных выводов, а дождаться результатов проверки.

По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, о захвате заложников в СИЗО с самого утра он получал регулярные оперативные доклады, был на постоянной связи с силовиками.

«Не комментировал ситуацию, пока правоохранители выполняли работу, - написал в своем телеграм-канале глава региона. - Сейчас, когда заложники освобождены, могу сказать одно: любой нарушивший закон должен нести ответственность».

Беспорядки в учреждениях пенитенциарной системы России, к сожалению, нередки. Наверняка, многим памятен случай 2016 года в ангарской колонии, когда заключенные захватили часть территории и начали ожесточенную «битву» с охраной. Позже, в 2020-м, там же, в Иркутской области произошли массовые беспорядки, вылившиеся в крупный пожар на территории колонии.

Бунт в ИК-15 Иркутской области в апреле 2020 года

 

Источник «Газеты.Ru» в прокуратуре связал случившееся с повальной коррупцией в колониях и тюрьмах южных регионов России, подтвердив, тем самым, что «корень зла» - не в отдельных инцидентах, а в самой системе, которая позволяет происходить таким вещам.

Пенитенциарная система России, по мнению ряда правозащитников, давно требует радикального реформирования, внедрения новых стандартов и контрольных механизмов.

* ИГИЛ - организация, признанной террористической, запрещена в России.

Реклама