В предыдущие дни мир обсуждал, среди прочего, интервью Маска с Трампом. Все так увлеклись и двумя фигурами, и обсуждаемой повесткой, что невольно сами стали проводниками тех идей и пропагандистских штампов, что транслировали оба «героя».
Но сейчас, по прошествии хотя бы небольшого времени, следует серьезно разобраться с тем, что действительно сказал Трамп в своём интервью. А ещё больше – с тем, чего он не сказал.
Это интервью логичным образом был направлено на внутреннюю американскую аудиторию в предвыборных целях. Естественно, что Дональд Трамп в нём повторял свои предвыборные тезисы, которые многим уже известны и основательно надоели.
Потому и тут миллиардр «Донни» отработал свою стандартную программу. По его мнению, в конфликте на Украине виноват Байден с «нулевым IQ». Обама, в свою очередь, подтолкнул Россию и Китай к сближению.
В духе шоумена были высказывания Трампа о Путине. Дескать, Путин – хороший переговорщик, кроме того, Путин всегда уважал его, Трампа. Потому, внимание – логика! В случае избрания кандидата от республиканцев президентом, ему будет легко договориться с Путиным.
Про Украину Трамп напомнил, что она в плохом состоянии, а мощь России велика, и вообще, США в этой истории с СВО находятся в ужасном положении.
Главным в этом разделе его интервью является то, что республиканец грамотно умолчал: а о чем, собственно, он будет договариваться с Путиным?
Здесь мы и подходим к главной хитрости трамповских речей, начиная с лета. Экс-президент США вошёл в гонку ещё в прошлом году на своих «заявах» о том, что он может «закончить конфликт на Украине за 24 часа».
Этим Трамп потрафил значительной части электората, жаждущего, чтобы американская администрация, наконец, завершила воевать руками Украины с Россией и обратила внимание на их насущные нужды. Ход был беспроигрышным на тот момент и дал Трампу набрать базовый рейтинг.
В разговоре же с Маском Трамп не освещал того, как он намерен завершить конфликт на Украине. А Маск его не спрашивал.
Напомним, ещё весной республиканец утверждал, что он намерен усадить Зеленского и Путина за стол переговоров.
«Если Украина откажется договариваться о мире, то я полностью прекращу всякую помощь ей. Если Путин не захочет, мы будем финансировать Украину по максимуму», - так выглядела одна из главных частей этой «формулы мира» от Трампа.
В этом интервью Трамп об этом не произнёс ни слова. Он лишь заявил, что может переложить большую часть трат на Украину на её европейских партнёров.
Причина такого умолчания может быть двоякой. По рейтингу Трампу на пятки наступает его конкурентка от демократов. Чтобы перетянуть на свою сторону колеблющихся избирателей, а также тех, кто не против военной помощи Украине, мог быть применён такой манипулятивный приём.
Другой, более веской, причиной может быть следующее обстоятельство. С начала СВО на Украине акции крупнейших оборонных компаний США выросли в цене почти на 50%. А стоимость биржевых фондов, связанных с американским ВПК, подскочила аж на 268%. Raytheon и Lockheed Martin за первый квартал этого года показали прибыли в 202 и 159 млрд долл.
Теневое, да и явное влияние американской оборонки на политику и жизнь в стране колоссально. Трамп – не такой дурак, чтобы за здорово живёшь ссориться с воротилами, которые сами по сути являются военными.
Даже если он и впрямь захочет «завернуть» конфликт на Украине, вполне возможно, что к нему придут люди с «невероятно щедрым» предложением, за которым будет скрываться пуля в случае отказа.
«Донни» всё это понимает, потому быть эдаким однозначным «голубем» сейчас ему не с руки. Кроме того, он не просто так обмолвился в ходе разговора с Маском о новой системе ПРО для США: он знает, откуда может прийти угроза и подаёт сигналы: «я ваш».
А это значит, что довольно опрометчиво считать Трампа «своим в доску». Он американский, о чём следует помнить всегда. Если он станет президентом, ему тоже придётся считаться и с лобби ВПК, и с теневым «глубинным государством». Как он будет продвигать свой план мира на Украине – большой вопрос. Как и то, получится ли это в принципе.
Немало времени в разговоре с Маском он уделил и своему традиционному фанфаронству.
«Боятся ли другие страны президента США? Или уже не боятся и не уважают?» - посыл был в том, что он и Путина заставить считаться с собой.
Вот такой кандидат. Считать ли его «своим», пусть каждый решает сам. Трамп относительно хорош лишь на фоне ополоумевших конкурентов. Камала Харрис – прямая ставленница «глубинного государства». А для него цель нанести поражение России есть один из главнейших приоритетов. И помощь Украине при ней точно продолжится.
Потому и ожидаемо, что наш зампостпреда в ООН Дмитрий Полянский на неформальном заседании Совбеза ООН заметил:
«Выбор сделан».
Так он характеризовал атаку ВСУ на Курскую область в ответ на июньские мирные предложения Путина. Трампа ждать не нужно, нужно побеждать.