Статьи16.05.2023 - 13:41

Миллениалы, зиллениалы, зумеры, бумеры и другие: в чём особенности и разница поколений

Проблема отцов и детей существует столько же, сколько и человечество. Представители одного поколения всегда будут понимать друг друга лучше, чем представители других поколений, и в этом нет ничего страшного. Теория поколений призвана помочь лучше понимать других людей, общаться, находить подход к образованию и воспитанию. Но в чем заключается эта теория поколений? Давайте разбираться.

Фото: из открытых источников

Согласно теории поколений человечество развивается циклично и раз за разом проходит четыре этапа: кризис, подъем, спад и пробуждение. Новые поколения появляются каждые 20-25 лет и их ценности и воззрения разнятся со взглядами родителей. Основная задача теории выявить эти различия и объяснить их, чтобы облегчить коммуникацию. Сразу отметим, что классификация, обозначенная ниже, в определенной мере условна. Но определённые тенденции она подмечает верно.

 

Молчаливое поколение (1925 — 1944)

Самое малочисленное из ныне живущих поколений. Тем, кто родился в этот промежуток времени, довелось формироваться в крайне неспокойное время. На долю этого поколения выпала Великая Отечественная война, репрессии, голод, необходимость много и тяжело работать.

 

 

Представители поколения редко высказывают свое мнение вне семьи. Цензура, война и репрессии научили детей не выделяться из толпы. Именно поэтому поколение и называется «молчаливым». Они ответственны, трудолюбивы и бережливы. 

 

Основные черты:

  • терпеливость,
  • уважение к закону и социальным нормам,
  • умение трудиться,
  • нежелание открыто высказывать собственное мнение,
  • бережливость,
  • доверие к врачам.

 

Поколение бэби-бумеров (1944 — 1967)

Своё название поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Фундамент их мировоззрения строился на теории победителей. Это и, победа над фашизмом во Второй мировой войне,  и восстановление страны, и первые космические успехи, и победа над бедностью и массовыми бедами, присущими капитализму. Именно эти события стали поводом формирования у советского человека веры в то, что они являются представителями супердержавы.

 

 

Если рассматривать черты характера, которые присущи таким людям, то можно отметить, что у них преобладает коллективная деятельность. Это относится и к спорту, и к общению, и к индивидуальной деятельности.

 

Основные черты:

  • активное построение карьеры,
  • крепкие дружеские связи,
  • решительность,
  • оптимизм,
  • стремление рано обзавестись семьёй.

 

Поколение Х – «Иксы» (1967 — 1984)

На формировании представителей этого поколения сказались холодная война, афганские конфликты, крах советской номенклатуры, перестройка, развитие коммуникаций и ослабление цензуры.

 

 

Поколение Х — самостоятельные, неизбалованные, технически подкованные. Полагаться только на себя и быстро перестраиваться их научило резкое изменение курса страны. Бум разводов, как резкий скачок от коллективизма к индивидуализму, в стране начался именно с этого поколения. Плоды этого пожинаем мы все сегодня.

 

Основные черты:

  • готовность к изменениям,
  • техническая грамотность,
  • космополитизм,
  • неформальность взглядов,
  • прагматизм,
  • стремление к равноправию.

 

Поколение Y – «миллениумы» и «миллениалы» (1984 — 2000)

Миллениалов в России больше всего — 28,5%. Поколение Y очень отличается от всех предыдущих. Они застали распад СССР, девяностые, теракты, появление зарубежных товаров, распространение интернета, новую музыку, дух свободы, пейджеры и сотовые телефоны, интернет и компьютерные игры.

 

 

Из-за расцвета субкультур, влияния религиозных институтов и эзотерических течений, неудивительно, что миллениалы стремятся к самовыражению. Это поколение полагается на себя, а не на государственные институты, оно легко принимает новое.

Прогресс в сфере коммуникаций сделал миллениалов общительными, но ослабил социальные связи. Так же поколение застало музыкальный бум в России, отсюда любовь к большим музыкальным фестивалям и к массовым праздникам.

 

Основные черты:

  • независимость,
  • толерантность,
  • предпочитают фриланс офисной работе,
  • предпочитают учиться всю жизнь, осваивать новые навыки,
  • привыкли к доступности информации,
  • много времени проводят в интернете,
  • забота об экологии.

 

Зиллениалы (~1993 — 2000)

Это переходное микропоколение, которое некоторые социологи выделяют между миллениалами и зумерами. Зиллениалы имеют поведенческие черты одновременно и тех, и других.

 

 

Представители поколения наблюдали постепенное развитие технологий от аналога к цифре. На их детство пришлись первый iPhone, Game Boy Advance и PSP. Они активные пользователи социальных сетей с самого их появления, однако для большинства TikTok — такая же новинка, как и для миллениалов.

 

Поколение Z - «Зуммеры» (2000 — 2011)

Зуммеры получили свое название от английского слова zoom — увеличивать, приближать, потому что буквально с рождения осваивают функцию «зум» на смартфоне. Сильнее всего на зуммеров России повлияли: цифровизация, несменяемость власти, отсутствие чётких перспектив. В отличии от миллениалов, для которых гаджеты — инструмент решения задач, зуммеры проводят в интернете все свое время. Это место знакомства, работы и проведения досуга.

 

 

Отличительные черты:

  • клиповое мышление,
  • толерантность,
  • начинают рано зарабатывать,
  • чаще страдают от депрессии,
  • ценят личное пространство.

 

Поколение «Альфа» (с 2011)

Это дети, которые уже от рождения обладают высоким уровнем технологических компетенций. Более того, старшее поколение не только признало этот факт, но и активно использует технологии в обучении поколения «Альфа» — все чаще в учебных программах отдается предпочтение смартфонам, планшетам и видео-контенту.

 

 

Основные черты:

  • жизнь в интернете,
  • иное восприятие времени и пространства,
  • ответственность,
  • многофункциональность,
  • толерантность,
  • забота и мире и о своем здоровье.
Реклама