Примерно с середины 90-ых годов молодые российские ученые начали толпами переезжать в Америку и Европу. Заграница манила людей бескрайними перспективами, баснословными зарплатами и наличием возможности вписать свое имя в историю... Во всяком случае, так им казалось.
Устойчивой тенденцией последних лет стало возвращение «утекших мозгов» нашей страны. Ученые потянулись обратно, потому что на деле оказалось, что картинка, которую перед ними нарисовал Запад, кардинально отличается от действительности.
Фото: из открытых источников
Стереотип об удачной карьере ученого, которую можно построить в США, вдребезги разбился о реальность и гнет американских госкорпораций.
«Возвращенцы» рассказывают, что в Америке действительно каждый может начать свое дело: разработать и создать лекарство. Но, в конечном итоге, стартап все равно придется продать фармгигантам. Оформить регистрацию лекарственных средств и начать их выпуск могут только они. Ни одной компании, которая была создана учеными, это не под силу.
За рубежом действует система грантов. И, в отличие от России, научная работа там построена по горизонтали, а не по вертикали. То есть после получения гранта ученые отчитываются о проведенных исследованиях и результатах непосредственно перед грантовым фондом.
Фото: из открытых источников
В России же приходится преодолевать «лестницу» согласования: непосредственное руководство, потом профильное ведомство и так далее. Такая система проблематична.
Однако, если продолжить тему грантов, в той же Америке не стоит особо рассчитывать на их получение. Еще каких-то двадцать лет назад гранты действительно без проблем выдавали ученым, стремясь поддержать их деятельность.
Ключевое слово «выдавали». В последнее время практически все американские гранты уходят в карманы гигантских «мозговых» центров, таких как Гарвард или Стэнфорд. Всем остальным научным институтам достаются жалкие крохи, выжить на которые довольно трудно.
Более того: в научной среде Америки и Запада процветает коррупция.
Фото: из открытых источников
В итоге блестящие умы зарубежья вынужденно переквалифицируются в бизнесменов, потому что им надо как-то прокормить себя и свою семью. Мечты о великих открытиях и гениальные идеи, которые аккумулируют их ясные головы, остаются пылиться на полках нетронутыми.
Одновременно с загниванием американской программы развития науки, в России шли совершенно другие процессы. Такие явления, как копеечные зарплаты ученых, развал российской науки, и, как следствие, техническая отсталость навсегда остались по ту сторону миллениума.
В 2020 году в одном из интервью Путин сказал, что у государства есть только два варианта, чтобы удержать в стране умников и умниц: «хватать и не пущать» или создать для них такие условия, чтобы им самим не хотелось покидать Родину. А те, кто уже уехал, вернулись.
Фото: из открытых источников
Ныне развивать научную сферу помогает ряд программ, в частности развитая система грантов Президента РФ.
Правительство России сделало ставку на молодые умы и на создание передовых научных центров, и не прогадало.
Недавно результаты своей работы Президенту РФ представили сотрудники Научно-технологического университета «Сириус». Владимир Путин был впечатлен, и есть от чего: ученые показали ему, как скелеты древних людей буквально начали «говорить».
Как жили древние люди, чем питались, какими болезнями болели и многое другое – все эти тайны прошлого, которые, казалось, никогда не будут раскрыты, теперь можно прочитать словно открытую книгу.
В настоящий момент гении из «Сириуса» трудятся над разработкой препаратов, которые могут справиться даже с неизлечимыми болезнями.
Фото: из открытых источников
Руководитель Ресурсного центра клеточной биологии и иммунологии Университета Станислав Рыбцов и его команда исследуют так называемое «свечение клеток фагоцитоза». Проще говоря, изучают особые клетки организма, которые уничтожают больные или ненужные.
Это именно они борются с бактериями и вирусами. Болезни, как только попадают в организм человека, стремятся уничтожить как можно больше таких клеток-лекарей, чтобы снизить иммунитет человека.
Рыбцов и его подчиненные ищут способы помочь этим клеткам, чтобы подарить человечеству возможность навсегда оградить себя от вирусных заболеваний. Это кажется фантастикой? А вот Станислав Рыбцов уверен, что прорывное научное открытие уже не за горами. И кое-чего вместе со своей командой он уже достиг.
Станислав Рыбцов
Кстати, Станислав Рыбцов – это как раз один из тех светлых умов, которые вернулись в Россию. Он долгое время работал в лаборатории США, но настал момент, когда ученый понял: дома лучше.
И не прогадал. На Родине его исследование уже получило грант от Российского научного фонда, работа проходит в прекрасно оборудованных лабораториях, его научные статьи публикуются в мировых журналах.
Фото: из открытых источников
Екатерина Минская, выпускница Дальневосточного университета, долгие годы проработала в лабораториях Англии, Германии, Ирландии, Шотландии и Португалии. Но в итоге жизненный путь снова привел женщину в Россию.
Она признается, что в родной стране наконец-то почувствовала себя нужной. Минская находится на своем месте, занимается любимым делом: читает лекции студентам и проводит исследования.
Сейчас все свои силы она бросила на изучение сразу двух направлений. Первое – особо полезные вирусы. Имеются в виду вирусы, которые способны уничтожать только раковые клетки, при этом оставляя целыми те, которых не коснулась болезнь.
Если, а точнее, когда Минская добьется успеха на этом поприще, у российской медицины появится лекарство от онкологических заболеваний в разы более эффективное и менее опасное, чем химио- и радиотерапия.
Екатерина Минская
Второе направление работы Минской и ее команды связано с орфанными заболеваниями. Орфанные значит «крайне редкие». Ими болеют примерно 10 человек из 100 тысяч. Они мало изучены и лекарств практически нет. А те, что имеются, производятся за рубежом и стоят баснословных денег. Один укол – 1,5 миллиона долларов.
«Чтобы лечить такие болезни, мы используем вирусы, которые могут, как транспортное средство, доставить и заменить здоровый ген на больной», — рассказывает Екатерина Минская.
Александр Егоров
Другой вернувшийся из-за кордона ученый Александр Егоров и его команда трудятся над созданием лекарства, которое безусловно порадует всех, кто склонен к полноте. То есть большую часть населения.
Словосочетание «наследственная полнота» имеет под собой реальную основу. Ген, который «выключает» у еловека чувство насыщения, из-за чего он начинает толстеть, действительно передается по наследству.
«Мы создали и уже оформили патент на препарат, который способствует расщеплению веществ, которые были накоплены в жировой ткани», — делится достижениями Егоров.
Фото: из открытых источников
Пройдет несколько лет, и в свободном доступе благодаря Егорову появится «чудо» таблетка, которая поможет любому эффективно избавиться от лишних килограмм.
Только представьте: если бы наш ученый-соотечественник Егоров остался в Италии, в лабораториях которой он проработал долгие годы, то итальянки первыми бы получили в свое пользование удивительное средство для стройного тела.
Но он решил вернуться в Россию, и совершенно об этом не жалеет. Более того: ученый рассказывает, что Родина удивила его своим прогрессом. И оборудование лаборатории, в которой он сейчас трудится, ничем не уступает итальянскому.
Фото: из открытых источников
А когда у ученых есть все необходимые условия для труда, то у них появляется отличный стимул создавать множество полезных вещей, которые в будущем помогут человечеству победить многие хвори и сделать жизнь населения страны легче.
Абсолютное большинство вернувшихся гениев подчеркивает: им особенно приятно, что есть возможность приносить пользу родному обществу, а не чуждому заграничному. В будущем они планируют сделать немало значимых открытий.
Наверняка вы тоже с нетерпением ждете, когда открытия наших ученых пойдут в народ?