Статьи16.01.2025 - 12:01

В Европу – по ржавым рельсам. Прибалты разворовали свой главный проект, но крайнего не найдут. Россия то ни при чем

Немыслимое торжество случилось в Прибалтике. Там в начале января открыли железнодорожную магистраль, которая соединила все три столицы. Впервые со времён Советского Союза!

Фото: Delfi.lv

Впрочем, это отнюдь не разрекламированная в своё время Rail Baltica, которую никак не могут возвести с 2014 года.

Да на автобусе быстрее!

По нынешней магистрали путь в общей сложности занимает 10,5 часа – от Вильнюса до Таллина. На каждый участок пути билеты нужно брать у перевозчика той страны, по которой проходит участок. А полный маршрут стоит 5,7 тыс. рублей или 54 евро.

Как будет эта дорога конкурировать с автобусными маршрутами по тому же направлению – говорить сложно. На автобусе и быстрее, и дешевле. Из Вильнюса в Ригу можно на нём доехать за 4 часа, цена – 12 евро.

То же самое и относительно рейса из Риги в Таллин. А прямой рейс из Таллина в Вильнюс занимает всего 8,5 часов и билеты по 21-28 евро. Ну разве что поездом удобнее и безопаснее, но это всё относительно.

Ну никак без советского наследия!

Единственный луч света в этой истории то, что если в Эстонии отремонтируют пути, то время в дороге для уважаемых европейцев сократится на полтора часа. Однако, опять же этого ещё дождаться нужно.

А суть всего – то, что нынешний маршрут сейчас использует те же ЖД-трассы, что строили в своё время советские специалисты для «дружественных» балтийских народов. В те годы был даже сквозной поезд из Таллина до Минска – по всем столицам региона.

Шайтан-арба под балтийским соусом

Восстановление советских маршрутов под видом самостийных есть приговор проекту европейскому как целому. Ведь Евросоюз в этом своём субрегионе финансировал масштабнейший транспортный «почин» - Rail Baltica. Как всегда, что-то пошло не так.

Магистраль прокладывается уже десять лет, однако будет готова не ранее 2030 года. Она подразумевает стройку под европейскую колею в 1435 мм. Её «призвание» - соединить столицы балтийских государств между собой скоростной линией и «пристегнуть» их к Польше и Германии.

Голубым выделена Rail Baltica

В дальнейшем она даже может выйти на железнодорожные магистрали, ведущие на юг Европы – в Венецию. Мечты – мечтами, планы – планами, однако суровая «постсоветская» (или евросоюзовская?) реальность в Прибалтике берёт своё.

Дело-то в том, что миллиарды европейских денег, выделенных из бюджета ЕС и местных бюджетов были почему-то освоены из рук вон плохо. Потому и стройка Rail Baltica идёт чуть лучше, чем отвратительно.

Секретность плодит коррупцию?

Под конец 2024 года сейм Латвии был вынужден собраться на экстренное заседание. Оно было посвящено рассмотрению доклада комиссии, которая расследовала злоупотребления при стройке RB.

Расследование даже указало ряд имен. Например, в так называемый красный список попал бывший премьер Латвии Кришьянис Кариньш, который четыре года руководил правительством этой страны. В жёлтом списке оказался бывший министр финансов Янис Рейрс и ещё пара бывших премьеров Латвии.

 

«Если бы детали проекта Rail Baltica не были с самого начала засекречены, то подобных проблем, как сейчас, не было бы», - заявил руководитель следственной комиссии Андрис Кулбергс.

Понимать это можно по-разному. Например, что изначально кто-то планировал этот проект для своих да наших. Отсюда и все его неудачи сегодня. А когда-то Прибалтика гордилась процветанием и эффективным госаппаратом...

Виновных не будет

«Может, стоит отказаться от этого проекта. Потраченные деньги спишем в убыток, ведь это деньги ЕС», - с таким отменным предложением на заседании сейма выступила оппозиция Латвии.

И одна из самых неприятных вещей в этой истории с RB – то, что никого нельзя привлечь к реальному ответу.

Кариньшу есть повод посмеяться - его вряд ли посадят

«То, что мне сказал прокурор, говорит о том, что у нас в реальности нет статьи, по которой можно привлечь политика к ответственности», - заявил тот же Кулбергс.

Хотя уголовные дела по выводам комиссии и открыты. Но, в общем, Прибалтика – образчик демократии, явно.

Демонтаж здравого смысла

Какой будет судьба описанной выше альтернативы Rail Baltica, едущей по советским магистралям, сказать сложно. Ведь население всех стран сократилось где на четверть, где на треть.

А вот с другими транспортными подотраслями балтийских государств всё давно понятно. Россия десятилетия была главным поставщиком грузов и денег за них. Порт Риги, где наши нефть, зерно, уголь и прочие блага переваливались европейским и прочим потребителям, приносил стране 600 млн евро в год.

Порт Риги рискует остаться ненужным

Но русофобская политика сказала своё слово. Наши власти постепенно стали отказываться от «услуг посредников» в этих трёх странах. В 2020 году в Латвии начали сокращать штат «Латвийских железных дорог» (ЛЖД).

Всё было просто, грузооборот в гаванях страны стал минимальным за 10 лет. Падать он продолжил и в 2021-м, т.е. ещё до санкций, вызванных СВО.

И былой лоск с прибалтийских столиц тоже слетит. На фото - Вильнюс

Санкции же привели к краху для прибалтов. Объём перевалки угля упал на 56%, нефтепродуктов – на 48%. Замены российским грузам они не нашли.

Пока же прибалтийские экономики валятся в свою последнюю пропасть, некоторые горячие головы в Латвии предлагают и вовсе демонтировать рельсы в Россию. Прогресс, одним словом.

Реклама