12 сентября 167 пассажиров падающего самолета «Уральских авиалиний» рейса «Сочи – Омск» едва не попрощались с жизнью. Что чувствовали люди в тот момент, можно только представить. С замиранием сердца за происходящим наблюдали и жители Убинского района Новосибирской области: лайнер экстренно садился в поле у них на глазах. По воле божьей или благодаря мастерству экипажа самолета обошлось без жертв. После этого чудовищного инцидента осталось много вопросов, на которые еще предстоит ответить.
12 сентября стал для пассажиров лайнера А320 вторым днем рождения. Никто из них не мог представить, что вместо приятных воспоминаний о путешествии они до конца жизни будут помнить о лайнере, который эти жизни у них едва не отнял. Если в начале полета все было спокойно, и ничего не предвещало беды, то к концу рейса, когда до посадки в прохладный Омск оставалось совсем немного, экипаж лайнера был вынужден проинформировать пассажиров о ЧП.
В итоге самолет совершил экстренную аварийную посадку в Новосибирской области, неподалеку от деревни Московка. Согласно официальным данным, в салоне находилось 167 пассажиров, среди которых и маленькие дети. Невероятный стресс, мучительные минуты посадки, которые продолжались целую вечность – этот день пассажиры и экипаж никогда не забудут. Однако все обошлось, и благодаря мастерству пилотов и стюардесс удалось избежать чудовищной трагедии.
«Сказали всем занять места, никому не вставать», – поделилась воспоминаниями одна из пассажирок.
«Когда набрали высоту, уже два метра было. Объявили, что самолет по метеоусловиям перенаправлен в Новосибирск», – рассказал пассажир Юрий Ходосевич.
Сергей Гайдак, который тоже был на этом рейсе, в разговоре с РенТВ рассказал, что после нескольких часов полета экипаж уже вел подготовку к посадке, однако решил покружить вокруг Омска, сделал несколько кругов над городом, но полетел дальше. В какой-то момент самолет стало сильно трясти, и пассажиры поняли: что-то произошло.
«Экипаж справился на отлично. Бортпроводники все делали грамотно. Паники в самолете не было. Все прошло практически как в штатном режиме», – рассказал Гайдак.
Но паниковать пассажиры все-таки начали, даже несмотря на старательные усилия бортпроводников сохранять спокойствие. Да и как тут можно оставаться спокойным, когда такое происходит. Чем ближе была земля, тем больше паника нарастала. Через несколько минут было принято решение садить лайнер в пшеничное поле, длина которого на полкилометра больше ВПП в новосибирском аэропорту «Толмачево».
После случившегося новосибирский СК проинформировал о возбуждении уголовного дела по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации самолёта». Согласно официальным данным следствия, самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку на открытом участке местности в новосибирском Убинском районе.
Представители новосибирского Минздрава сообщили, что после случившегося пяти пассажирам потребовалась медпомощь: два человека получили ушибы, еще у троих поднялось артериальное давление.
Что ждет, и должна ли нести какое-либо наказание авиакомпания, предстоит установить следствию. Но тот факт, что все остались живы – важный фактор для руководства, как бы цинично это ни звучало. Если бы произошла трагедия, то это стало бы для «Уральских авиалиний» реальным и безоговорочным «падением на дно» с вытекающими материальными и репутационными потерями.
Но все обошлось. При этом авиакомпания приняла решение выплатить каждому пассажиру рейса «Сочи – Омск» компенсацию по 100 тысяч рублей.
Однако это будут не все расходы «Уральских авиалиний». Руководству предстоит решить проблему, связанную с тем, что целый борт вышел из графика полетов. То есть, некоторые рейсы будут прекращены, что подразумевает вероятность проката другого воздушного судна.
Следствие уже начало расследование, и в ближайшее время, после выяснения всех обстоятельств случившегося, данные появятся в публичном доступе. Тем не менее, главным остается вопрос: почему Airbus A320 не стал садиться в Омске и решил свернуть с курса? Почему он почти долетел до Омска и даже совершил снижение? И чем руководствовался главный пилот, принимая решение о посадке на запасном аэродроме в Новосибирске.
После случившегося командир корабля, говоря о случившемся, заявил, что все решения принимались исходя из главной проблемы: у лайнера произошел отказ гидравлической системы, с помощью которой происходит управление едва ли не всеми механизмами самолета.
В разговоре Царьградом экс-замминистра гражданской авиации СССР и заслуженный пилот Олег Смирнов отметил, что посадка была произведена блестяще, и не каждый опытный пилот способен найти подход к громадному неисправному самолету. Также, по словам эксперта, экипажу повезло, в тот момент на поле не оказалось ни одного трактора, большого камня или дерева, которые в принципе могли повредить самолет. Опасность состояла в том, что после таких столкновений самолет почти неизбежно загорелся бы. Однако, к счастью, этого не произошло. И более того, лайнер еще можно будет восстановить.
Что известно об экипаже: командир воздушного судна 33-летний потомственный пилот Сергей Белов. Его напарник 56-летний Эдуард Семенов. Бортпроводники: 34-летняя Дарья Глушкова, 22-летняя Айша Гумметова, а также 31-летний Дмитрий Костылев и 27-летний Дмитрий Рябов.
После случившегося была организована пресс-конференцию с участием гендиректора «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова. Он рассказал, что лайнер Airbus A320 уже давно находится в парке авиакомпании, и показал себя успешно. Кроме того, он отметил профессиональную подготовку экипажа: так, пилоты в 2013 году закончили училище, а капитан в течение трех лет летает командиром, и находится на хорошем счету.
«Мы можем четко говорить о профессионализме каждого пилота», - подчеркнул Скуратов.
Что касается собственно причины случившегося, то при подлете к Омску, в процессе захода на посадку, произошел отказ зеленой гидросистемы самолета. Всего их три: зеленая желтая и голубая, каждая из которых отвечает за конкретные параметры.
Как пояснил Скуратов, в случае отказа гидросистемы, фиксируются отклонения в работе спойлера и закрылки. В итоге это может привести к увеличению посадочной дистанции. Это и заставило командира лайнера Сергея Белова уйти на запасной аэродром в Новосибирске, где ВПП три километра против омской ВПП, длина которой 2500 метров.
Еще один фактор, который сыграл свою роль – это сильный ветер, из-за которого не было возможности убрать выпущенные створки шасси.
«Увеличился расход топлива, и командир осознал, что, возможно, топлива будет недостаточно для посадки в Новосибирске», - заключил Скуратов.
О том, что потеря гидравлики для самолета — то же, что для человека потерять кровь, в разговоре с РБК заявил летчик-испытатель, авиаэксперт Виктор Заболотский:
«Это один из элементов системы, который управляет всеми системами силовыми. И шасси, и закрылки, и различные механизмы — все это жидкость, масло, которое позволяет использовать гидросистему для того, чтобы управлять. Поэтому потеря этой жидкости говорит о том, что управлять самолетом просто невозможно».
Командир экипажа Сергей Белов в эфире «России 24», говоря о своем решении, заявил: «Почему принял такую ситуацию – сажать самолет с рабочими двигателями – потому что, если будет отказ двигателя, – через 8 минут уже закончится топливо – то там уже будут последствия. Тяжелее уже будет посадить воздушное судно, потому что остальные дополнительные системы тоже отключатся».
Второй пилот Airbus Эдуард Семенов, который уже в течение десяти лет летает на подобном самолете и имеет за плечами 7 тысяч часов налета, рассказал о командире экипажа:
«С ним мы летели первый раз. У нас экипажи подготовленные, поэтому слаженность командира со вторым пилотом… Все отработано на тренажерах. Пассажиров мы всех уже увезли, их накормили, багаж увезли. Никто не пострадал... Я свои эмоции спрятал далеко-далеко, эмоции, как правило, мешают, выполнению профессиональных обязанностей. Скорей всего, они потом выплеснутся».
Свое мнение о случившемся высказал спасший в 2019 году сотни жизней легендарный пилот Дамир Юсупов, который прославился знаменитой фразой «идем на солнце вдоль рядов кукурузы»: «Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолет не получил значительных повреждений. Самое главное — все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж!».