Студенты элитного института жалуются на странные лекции о «тёмной триаде». Что скрывает псевдоним лектора и причём здесь миллиардер? Рассказываем об этом подробно.
В стенах одного из самых престижных технических вузов страны разгорелся настоящий скандал. Всё началось с жалоб студентов на необычные тренинги, которые проводила загадочная женщина под псевдонимом Натэлла Сперанская. Молодые люди утверждают, что вместо классического образования им предлагали «пробудить свою тень» и изучать психологию манипуляторов.
«Становление легенд» на тренинге Сперанской
История началась в Московском физико-техническом институте, где для студентов организовали необычную лекцию спикера Натэллы Сперанской. Вместо привычных формул и технических дисциплин аудитории предложили погрузиться в мир «тёмной триады» — психологического термина, описывающего самые неприглядные черты человеческой личности.
По словам студентов, посетивших тренинги, лектор является эзотериком, сторонницей неонацизма и придерживается мнения, что христианство — это унижающая человека религия. Такие обвинения не могли остаться незамеченными в академической среде.
Студенты МФТИ рассказывают, что спикер предлагала изучить нарциссизм, макиавеллизм и психопатию как способы достижения успеха в жизни. Эти три качества психологи обычно относят к потенциально опасным для общества.
«Истинная власть принадлежит тем, кто готов принять свою тёмную природу и использовать её для достижения целей. Христианская мораль делает человека слабым», — такими словами Сперанская открывала свои лекции, согласно записям участников тренинга.
Долгое время личность загадочного коуча оставалась тайной. На самом деле скандального спикера зовут Екатерина Климова, ей 39 лет и она из Нижнего Новгорода. Женщина живёт в скромной однокомнатной квартире в Москве, но при этом позиционирует себя как известного философа и культуролога.
Особую пикантность истории придаёт тот факт, что Климова-Сперанская является автором книги с провокационным названием End Kampf («Последняя битва»). В этом труде она анализирует идеи радикальных философов прошлого века и изучает то, что называет «божественной природой» исторических фигур.
В своей книге автор обращается к читателям с призывом, даря им то, что она называет Светом Чёрного Солнца и призывая к подлинному Солнечному Героизму. Эта риторика даёт представление о том мировоззрении, которое транслирует автор своим читателям и слушателям.
Идея книги ясна и без прочтения
Ещё более интригующим оказалось то, кто стоит за приглашением спорного лектора в престижный вуз. Выяснилось, что тренинги проходили в рамках «Школы Игоря Рыбакова» — образовательного проекта миллиардера и совладельца корпорации «Технониколь».
Игорь Рыбаков — российский предприниматель, промышленник, филантроп, участник списка богатейших людей России по версии журнала Forbes. Бизнесмен активно инвестирует в образование и развивает собственные учебные программы.
Климова-Сперанская называет себя «консильери» предпринимателя — термин, который после выхода романа «Крёстный отец» прочно ассоциируется с мафиозными структурами. Вряд ли такой выбор терминологии случаен.
Предприниматель Рыбаков и его «консильери»
Игорь Рыбаков известен своими неординарными подходами к мотивации и обучению. Во время одного из мероприятий он эффектно с потолка просыпал на зрителей 20 тыс. подписанных им долларов, в другой раз на сцену вынес стеклянный трон с упакованным в него 1 млн долларов.
Миллиардер открыл несколько образовательных учреждений и активно продвигает идею предпринимательского мышления среди молодёжи. В год около 600 млн руб. Рыбаков выделяет на развитие образовательных программ.
Однако выбор такого специфического лектора, как Климова-Сперанская, ставит вопросы о том, какие именно ценности транслируются в рамках этих программ.
Во время обсуждения развития предпринимательского мышления среди молодёжи
Образовательный путь Климовой-Сперанской начался в орбите философа Александра Дугина, которого она даже называла своим Учителем. Дугин известен разработкой теорий об «Арктогее» и «гиперборейской цивилизации», за что некоторые исследователи называли его взгляды неофашистскими.
На конференции вместе с философом Дугиным
Похоже, что ученица пошла дальше своего наставника в радикальности взглядов. Если Дугин ограничивался философскими построениями, то Климова-Сперанская перешла к практическим тренингам, где предлагает студентам «пробудить тёмную сторону» личности.
Скандал не остался незамеченным властями. На это обратила внимание глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина, которая направила официальную жалобу в адрес руководства института.
Екатерина Мизулина встревожена количеством обращений студентов МФТИ по поводу тренингов Сперанской
«Мы получили множество обращений от обеспокоенных студентов и их родителей. Подобные лекции в престижном техническом вузе недопустимы — это прямая угроза психическому здоровью молодёжи», — написала Мизулина в своем Телеграм-канале.
Руководство МФТИ отреагировало быстро и жёстко. Администрация вуза заявила, что приглашение лектора было инициировано сотрудниками школы без согласования с руководством вуза и без должной проверки квалификации и научной репутации выступающего. В настоящее время в институте инициирована внутренняя проверка произошедшего.
В настоящий момент сотрудничество вуза с Натэллой Сперанской остановлено.
История с загадочным коучем поднимает серьёзные вопросы о контроле качества образовательных программ в престижных вузах. Как получилось, что человек с такими радикальными взглядами смог получить доступ к студентам элитного технического института?
Также остаётся неясным, знал ли миллиардер Рыбаков о содержании книги своего «консильери» и её философских взглядах. Ведь репутация в бизнесе — это капитал, который накапливается годами, а разрушается за считанные дни.
Пока в МФТИ проводят внутреннее расследование, общественность гадает: был ли это единичный случай или подобные «эксперименты» проводились и в других учебных заведениях, связанных с образовательными проектами миллиардера?
Произошедшее в МФТИ — яркий пример того, как важен контроль за содержанием образовательных программ, особенно в престижных вузах. Студенты приходят сюда за качественными знаниями, а не за сомнительными психологическими экспериментами.
История также показывает, что даже самые богатые меценаты не застрахованы от ошибок в выборе партнёров и сотрудников. Возможно, это станет уроком для всех, кто инвестирует в образование: деньги сами по себе не гарантируют качество, если нет должного контроля за содержанием.
А как думаете вы: должны ли миллиардеры-меценаты нести персональную ответственность за содержание образовательных программ, которые они финансируют? Или достаточно формального контроля со стороны учебных заведений?