В ночь на 14 апреля Иран совершил удар возмездия за гибель генерала Захеди в дамасском консульстве. От 100 до 500 ракет и беспилотников атаковали Израиль. Более того, минобороны Ирана заявило, что атакует любого, кто откроет для Израиля воздушное пространство для нападения. В чём беспрецедентность атаки 13-14 апреля?
Исламская республика впервые за десятилетия вражды с еврейским государством нанесла столь массовый открытый удар по нему. До этого обе стороны воевали либо через прокси-силы, либо наносили точечные удары.
Теперь всё несколько иначе и регион на грани большой войны. А перерастёт ли она в полномасштабную третью мировую – это является сейчас главным вопросом.
Как бы упреждая такую возможность, на заседании Совбеза ООН 14 апреля как раз по поводу атаки Ирана, наш постпред Василий Небензя напомнил, почему Иран был вынужден так поступить.
«Шаги Ирана стали ответом бездействию Совбеза ООН, ответной реакцией на вопиющую атаку Израиля по Дамаску», - заметил он.
При этом в самом Иране прекрасно осознают риски. Там уже заявили, что удовлетворены результатами удара и считают себя «отмщёнными». Но: только если Израиль сам не начнет эскалацию.
Следует отметить то, что подавляющая часть ракет и дронов Ирана были уничтожены системой «Железный купол». Существенного урона – пока – не нанесено. Хотя удары и наносились по всей территории еврейского государства.
Главное, что показала атака 13-14 апреля: если запустить огромный «рой» ракет и беспилотных аппаратов, то можно перегрузить «Железный купол». А после и прорвать его.
Итак, риск большой войны на Ближнем Востоке как никогда велик. Увы, но это так. Каковы же силы сторон?
Мобилизационный потенциал Израиля составляет 3 — 3,5 млн человек. Иранский на порядки выше – до 40 млн. Однако, поскольку страны разделены огромными территориями Ирака, Иордании и Сирии, то скорее всего, война эта будет вестись более «удалёнными» родами войск, а не сухопутными.
Сейчас у Ирана 551 самолёт, у Израиля – более 600. Также у Ирана меньше вертолётов: 129 против 146 израильских.
ВМФ Израиля по суммарному водоизмещению составляет 14,3 тыс. тонн. Иран превосходит: 21,4 тыс. тонн.
С учётом удаленности стран друг от друга решающее значение имеет ракетный потенциал сторон. Иран скрывает свои данные, но эксперты западных стран полагают, что у него есть до 3000 баллистических ракет. Однако следует учитывать, что только треть из них может достичь территории Израиля.
Неизвестна численность ракет и у Израиля. Стратегическое преимущество над любым из противников в регионе формируется тем, что еврейское государство обладает ядерным оружием – до 400 единиц.
Также это государство обладает ядерной триадой: баллистическими ракетами, способными дотянуть до любой точки Евразии; бомбардировщиками F-15 и подлодками «Дольфин». Отдельно следует держать в голове, что все виды вооружений Израиля современнее, нежели иранские.
В общем, если начнётся по-настоящему – мало никому не покажется. В эту войну втянутся так или иначе почти все государства Аравийского полуострова. А там и остальной мир «подтянется». Россия точно не будет ждать, пока её важного союзника будут пытаться «укатать».
Почему же возможен такой риск как полномасштабная война? Восстание ХАМАС в октябре и непропорционально массированный ответ на него Израиля (погибло более трёх десятков тысяч человек) уже втянули ряд соседних стран, де-факто в противостояние.
Ливану и Сирии достаётся от Израиля, так как там находятся силы «Хезболлы», которая считается «прокси»-группировкой Ирана. Йеменские хуситы поддержали ХАМАС в силу солидарности с народом Палестины. Их атаки на суда в Аденском заливе – свой ответ на агрессивные действия Израиля. Также хуситы запускали свои дроны в Израиль 13-14 апреля.
С другой стороны есть США. «Гегемон» давно на деле участвует в нынешнем обострении. Сейчас американский ВМФ уже перебрасывает атомный авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» ближе к месту событий.
Кроме него в группу входят и два ракетных крейсера (наверняка с «Томагавками» и иными опасными вооружениями). Американцы не раз указывали на чьей стороне будут воевать в этом конфликте. И в Иране это понимают.
Кроме того, в регионе есть и другие союзники США кроме Израиля. Саудовская Аравия и ряд иных арабских государств смертельно боятся усиления Ирана в регионе и с удовольствием предоставят если не силы, то территорию для переброски войск.
Эта предварительная диспозиция крайне неприятна не только для Ирана или Израиля. Она крайне неприятна для всего макрорегиона, вплоть до Пакистана. А если России придётся ответить на нападения на Иран, война действительно может стать мировой.
Кажется, это понимают все участники конфликта. Даже те, кто может быть втянут в него чисто символически, вроде Китая. Недаром КНР сделал такое заявление в Совбезе ООН:
«Китай призывает все участвующие стороны проявлять максимальную сдержанность, разрешать свои противоречия в соответствии с Уставом ООН и международным правом во избежание дальнейшей эскалации».
О том же самом говорили на этой площадке генсек ООН Антониу Гутерриш и постпред РФ Василий Небензя.
Но до конца никто не знает сейчас, от какого фактора будет зависеть исход противостояния Ирана и Израиля. Ведь «товарищ Волк знает, кого кушать». А нам уже доводилось напоминать о роли американского ОПК в разжигании конфликтов по всему миру.