Пробегая в городской московской суете по Новослободской улице в сторону метро, даже не задумываешься о том, что скрывают эти сооружения – стены как стены. А ведь, между прочим, именно здесь находится знаменитая Бутырская тюрьма, история которой достойна целого трехтомника. Кого здесь только не сидело за два с лишним века: эсеры, члены ГКЧП, репрессированные, воры всех мастей и поколений, террористы, которые наводили ужас на всю страну, и многие-многие другие «достойные» обитатели. Даже священников сюда «заносило». О самых интересных моментах рассказал полковник внутренней службы Сергей Телятников, «руливший» «Бутыркой» 11 лет. Хотите и вы узнать о них? Читайте далее…
Бесспорно, случайные люди в этой системе не работают. Это люди определенного склада характера, собранные и дисциплинированные, умеющие в нужную минуту сдержать и направить эмоции в нужное русло. Именно такими качествами и обладает Сергей Телятников.
Главой Московского следственного изолятора №2, «Бутырки», он стал в 2009 году. Но перед этим попал под пристальное внимание в период своей работы в Омске. В этом сибирском городе он служил начальником СИЗО №1, в котором содержалось 2,5 тысячи человек.
Под его руководством в течение года были проведены кардинальные изменения в половине следственного изолятора. Так, корпус для несовершеннолетних был оборудован современными игровыми зонами, телевизорами и тренажерами. А еще здесь появились библиотека с читальным залом и крытая спортплощадка. Для тех времен такие изменения стали настоящим прорывом.
Экс-глава «Бутырки» полковник внутренней службы Сергей Телятников. Фото: Пресс-служба ФСИН.
Через некоторое время хозяйственника Телятникова позвали на работу в Москву, где он первое время служил замначальника УФСИН РФ по столице. А после в 2009 году возглавил непростую «Бутырку» - учреждение, на которое никак не могли найти начальника. Кандидаты приходили, работали и вскоре уходили.
На тот момент в учреждении содержалось 2120 человек. Работы предстояло немало: ремонт, в котором каждый гвоздик находился под его личным контролем, и создание новой команды. Выдохнуть можно было только после того, как появилась уверенность, что каждый делает все что нужно.
Что касается структуры «Бутырки», то по словам Сергея Телятникова, она напоминает своеобразный мини-город. В разговоре с «МК» он рассказал, что это большая территория, на которой проживают все слои общества, начиная от бандитов и заканчивая «сорвавшимися» силовиками и бизнесменами.
Работать в такой обстановке сможет не каждый. Если в мире ты свободно вращаешься, то оказавшись здесь, остаешься в ограниченном пространстве, окруженном забором. Серьезный фактор – настроение заключенных, многие из которых, мягко говоря, недовольны задержанием, допросами, арестом, их «штормит», они обозлены на весь мир, и свои эмоции выплескивают на сотрудников учреждения. Так что не каждый специалист, который приходит сюда на работу, может выдержать эту обстановку.
А еще в «Бутырке» существует библиотека и даже музей – он находится в Пугачевской башне. Когда Телятников еще только знакомился с учреждением, он был удивлен одной находке: Библии, в разрезанных страницах которой спрятали приемник и напальчники в форме когтей.
Вообще здесь немало интересных экспонатов. Например, ошейники с шипами, от которых тянется цепь, прикованная к большому чурбану, вес которого около 25 кг. Вот со всей этой конструкцией приходилось ходить заключенным. Это было своего рода средство от побегов. Как говорится в архивах, столь ужесточающие меры применялись для осужденных по определенным статьям.
«Мы сами пробовали их надевать и убедились, что в этих ошейниках невозможно лежать, тем более спать. Шея все время должна оставаться на весу…», – поделился своими впечатлениями Телятников.
Вообще, удивительных страниц в истории тюрьмы немало. Так, в свое время в процессе изучения архивов была найдена карта с архитектурным планом 1804 года. В районе улицы Лесной есть участок с заездом для автозаков. Ранее тут находились постройки, называемые инвалидными домами. Оказалось, что «Бутырка» находилась под охраной команды инвалидов. Это те люди, кто на службе в армии потерял конечности либо был ранен. В общем, у них была возможность служить и дальше, но уже в тюрьме.
Экс-глава «Бутырки» рассказал, что в этом учреждении содержались все, чей приговор стал «пожизненным». Здесь побывало немало известных лидеров ОПГ и преступников, дурная молва о которых прогремела на всю страну. Больше всего Телятникову запомнился «Битцевский маньяк» Александр Пичужкин – сиделец, убивший минимум 49 человек (это только то, что официально было доказано).
«Битцевский маньяк» Александр Пичужкин.
Это «чудовище» без капли раскаяния говорил о том, что у него была цель: убить 64 человека – ровно по числу клеток шахматной доски. «Он ни в чем не раскаивался, ни о чем не сожалел. Было видно, насколько это деструктивная личность… Приходилось, пересиливая себя, работать с ним в рамках закона», - поделился своими воспоминаниями Телятников.
Аналогичные ощущения возникали при общении и с другим пожизненным заключенным: радикальным националистом и террористом Николаем Королевым. Именно его обвиняли в создании преступного сообщества, на счету которого числилось девять терактов, в том числе и на Черкизовском рынке, унесшего жизни 14 человек.
Террорист Николай Королев.
У этого человека тоже не было ни капли раскаяния. Даже в том, что он сломал жизни многих малолеток, втянутых в его дела. Он не оставил это, даже находясь за решеткой: на свиданиях его навещала несовершеннолетняя девочка.
«Пичужкин с Королевым себя ни в чем не винили. На мой взгляд, это неисправимые люди», - подчеркнул Телятников.
Примечательно, что среди сидельцев находятся и те, кому нравится в «Бутырке». Например, в свое время здесь отбывал срок 30-лений уроженец Шри-Ланки, который в компании своих подельников производил продукцию нелегального происхождения.
В ходе одного из осмотров Телятников задал этому иностранцу вопрос, жалуется ли он на что-то. На что был получен ответ, что все нравится. «Бутырка» вообще оказалась раем в сравнении с тюрьмами Шри-Ланки, где камера для преступников – это яма, накрытая сверху решеткой. Кормление – только за счет родственников. Если они не приходили, то на обед надо было заработать тяжелыми трудами, под палящим солнцем и ударами дубинок.
Еще один признак того, что «Бутырка» – это город – места, где заключенные могут молиться. У православных – храм Покрова Пресвятой Богородицы в самом центре СИЗО, построенный в 1782 году. Говорят, что он намолен. В советский период храм перестроили, купол снесли. Позднее здание поделили на три этажа, установив там несколько перегородок.
Для каких только целей помещение храма только не использовалось: тут были склады, комнатки медицинского назначения, места для сборки и так далее. И вот, наконец, в 2010 году началось восстановление храма.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в самом центре «Бутырки».
Снесли межэтажные перекрытия, а при разборе надстроек обнаружили чудом сохранившийся старый пол: красивые квадратные разрисованные плиты. Интересно, что здание храма строилось основательно и капитально. Как говорят, на совесть, оставляя на каждом кирпиче клеймо.
Чтобы восстановить храм, понадобилось около восьми лет. Это действительно было историческое событие, на которое в 2018 году на Пасху приезжал патриарх Кирилл.
Синагога в «Бутырке».
Позднее свое место для общения с Богом появилось и у мусульман: молельная комната. Выяснилось, что примерно 30–35% являются приверженцами ислама. А после проведенного опроса, обустроили и синагогу – те, кто хотел посещать это место для моления, было около тридцати.
Барсик Бутырский.
«В тюремных стенах многие тянутся к Богу, каждый к своему», - заключил Телятников, добавив, что еще одной отдушиной для заключенных стали кошки. Официально им нельзя находиться в камерах, поэтому на обходах жильцы камер их прячут.
Вот такая она, почти «домашняя» жизнь «Бутырки»…