Противостояние между Россией и коллективным Западом продолжает разворачиваться на экономическом поле, и очередной, девятнадцатый по счету, пакет санкций спровоцировал так называемый эффект домино, который подразумевает серию сложных и долгосрочных последствий, причем для самого Запада. Так что картина сейчас такова: пока в США с тревогой наблюдают за симметричными ответами Москвы, в Китае не скрывают восхищения стратегическими маневрами Владимира Путина, которые не просто поставили в тупик НАТО, но и создали реальные экономические трудности для стран альянса. В итоге некоторые европейские столицы столкнуться с реальностью, в которой все громче звучит отчаянный призыв: «Россия, помоги!».
Итак, первой в капкан надвигающегося кризиса попала Болгария. Страна оказалась на грани топливного коллапса, вызванного не прямыми действиями Москвы, а последствиями американских санкций. Болгарское правительство было вынуждено констатировать, что страна стоит на пороге топливного голода: резервов бензина хватит ориентировочно на 30 дней, а дизельного топлива — на 50. Суть проблемы кроется в ограничениях, введенных против компании «Лукойл», которая управляет крупнейшим в стране нефтеперерабатывающим заводом в Бургасе и контролирует львиную долю топливной розницы.
Оказавшись в безвыходном положении, официальная София направила в Вашингтон запрос о предоставлении временного исключения из санкционного режима для своего НПЗ, одновременно введя запрет на экспорт части топлива для насыщения внутреннего рынка. Если дипломатические усилия не увенчаются успехом, болгарские граждане рискуют встретить Новый год в условиях суровой экономии и на деле почувствовать, как это – быть «энергетически независимыми» от России.
При этом американская администрация прекрасно отдает себе отчет в том, какой ущерб ее санкционная политика наносит европейским союзникам. Это в том числе подтверждается и инцидентом с Венгрией, для которой были сделаны временные послабления. Как пояснил глава Государственного департамента США, эти меры были продиктованы суровой необходимостью:
«Что касается трубопроводов для нефти и газа, то речь идет о продлении на один год, поскольку немедленное их отключение нанесло бы глубочайший ущерб экономике страны».
Вот такая она – политика двойных стандартов. Однако такие исключения остаются единичными, так что другим странам, включая Болгарию, пока не приходится рассчитывать на подобную снисходительность.
Ситуацию в Европе усугубляет и резкое падение газодобычи на Украине. Производственные мощности «Нафтогаза» с 2022 года сократились на 90%, что лишило европейские страны возможности компенсировать недостаток российского газа за счет запасов в украинских хранилищах. Кризисные явления ощущаются по всему континенту. Так, в Великобритании, по данным Financial Times, уровень заполненности газовых хранилищ составляет всего 10% от среднего по ЕС, и это в стране, где 85% домохозяйств зависят от газового отопления.
Не лучше обстоят дела и во Франции, где к энергетическим проблемам добавилась своеобразная информационная кампания: власти обвинили Россию в ... намеренном раздувании паники вокруг нашествия постельных клопов с целью дестабилизации общества! Как вам такое?
Совершенно иную оценку действиям России дают в Азии. Поручение российского президента правительству в сжатый, месячный срок подготовить дорожную карту по освоению месторождений редкоземельных и стратегически важных металлов вызвало живой интерес в Китае. Как отмечает издание Baijiahao, в Пекине, который является мировым монополистом в этой сфере, увидели в этом шаге осознанное копирование собственной успешной стратегии.
Как отмечают китайские аналитики, Кремль принял во внимание опыт КНР по использованию контроля над рынком редкоземельных металлов. Это можно назвать «ахиллесовой пятой» американской экономики, так как от этого фактически зависит жизнеспособность высокотехнологичного сектора и и национального ВПК. От микросхем в смартфонах до систем наведения в ракетах — везде эти элементы играют ключевую роль.
Срочность, с которой было отдано соответствующее распоряжение, говорит о полном осознании Москвой растущей значимости этого ресурса, который явлется важнейшим условием для обеспечения технологического суверенитета. Даже в контексте прочных российско-китайских отношений, Владимир Путин, по мнению китайских экспертов, действует исходя из долгосрочных национальных интересов России.
Однако успехи Москвы не ограничиваются сферой высоких технологий. Как пишет другое китайское издание, Sohu, пока все внимание было приковано к нефтяным санкциям, Россия совершила тихий, но чрезвычайно эффективный прорыв в сельском хозяйстве. Так что получается, что напыщенные западные ограничения парадоксальным образом стали катализатором роста для российского агропромышленного комплекса.
Москва не только резко увеличила объемы производства, но и успешно переориентировала экспортные потоки на Восток, в частности в Китай. Этот маневр вызвал настоящую панику среди американских фермеров, которые столкнулись с реальной угрозой потери рынков сбыта и падения доходов. Вот вам и цена «независимости» от России...