RuNews24.ru уже анализировал динамику и структуру бюджетных поступлений за прошлый год. В понедельник появились данные от ФНС по налогам и другим профильным индикаторам за I полугодие 2023 года. Разберемся, что же в них интересного.
Статья по теме: ФНС подвела итоги за 2022 год, результаты – впечатляющие
Всего за I полугодие 2023 года доходная часть консолидированного бюджета РФ составила 20,5 трлн руб. (-393 млрд руб. или -1,88% к соответствующему периоду 2022).
По основным каналам поступлений ситуация выглядит следующим образом (трлн руб.):
Рис. 1. Доля источников в доходах консолидированного бюджета РФ. Источник: ФНС
Сокращение налогов, собираемых в федеральный бюджет, в основном объясняется уменьшением поступлений от НДПИ. В I полугодии 2023 года он составил 3,7 трлн руб. Это на 2 трлн руб. меньше, чем год назад.
Данная динамика, в свою очередь, объясняется падением нефтяных цен более чем на 30%.
Однако НДПИ продолжает играть ключевую роль в бюджетной системе страны.
Топ-3 источников пополнения федерального бюджета (трлн руб., % от общей величины):
Региональные бюджеты по своему значению в I полугодии 2023 г. почти сравнялись с федеральным бюджетом.
Это произошло за счет увеличения практически всех налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ.
Так, налог на прибыль вырос на 200 млрд руб., НДФЛ прибавил 100 млрд и так далее.
Топ-3 источников наполнения региональных бюджетов (трлн руб., % от общей величины):
Страховые взносы во внебюджетные фонды также выросли.
Наиболее сильно, с 2,9 до 3,2 трлн руб., увеличились пенсионные взносы, на которые приходится 73% от всех поступлений в данной группе.
Поступления от медстрахования (ОМС) и соцстрахования (ОСС) составили, соответственно, 843 и 350 млрд руб., что на 13% больше прошлогодних значений.
Кроме динамики и структуры поступлений в бюджет интерес представляют и другие показатели, раскрытые ФНС.
Так, доходы российских организаций за I полугодие 2023 года составили 342,4 трлн руб. (-50,7% к соответствующему периоду 2022).
Однако прибыль организаций составила 18,1 трлн руб. Это увеличение на 32% за год.
Увеличение прибыли при одновременном падении выручки повлекло рост рентабельности, которая достигла 5,3% (год назад этот показатель был 1,97%).
Также выросли и налогооблагаемые доходы населения. Они составили 18,5 трлн руб., что на 6,2% выше соответствующих доходов прошлого года.
Возросло и число участников экономической деятельности, причем на всех уровнях ведения бизнеса.
Рис. 2. Число налоговых агентов РФ. Источник: ФНС
Что касается сравнительного качества российской налоговой системы, то она находится на сопоставимом уровне с другими государствами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
При этом многие показатели налоговой нагрузки в РФ ниже среднего уровня по ОЭСР.
Рис. 3. Индикаторы качества налоговой системы РФ. Источник: ФНС
Подводя итог можно сказать, что данные ФНС показывают неравномерную динамику бюджетных поступлений в I полугодии 2023 года в сравнении с соответствующим прошлогодним периодом.
С одной стороны, доходная часть федерального бюджета из-за снижения НДПИ уменьшилась на 2 трлн руб. Но региональные бюджеты и внебюджетные фонды нарастили доходы, что объясняется позитивной динамикой ВПК и потребительских отраслей.
Поскольку летом рост экономики ускорился (ЦБ даже пришлось неоднократно повышать ключевую ставку, чтобы сбить инфляцию), а мировые цены на нефть вновь пошли вверх, можно предположить, что во II полугодии произойдет значительное увеличение доходной части консолидированного бюджета РФ.