Статьи14.06.2022 - 16:43

От Моны Лизы до Ивана Грозного с сыном: как шедевры искусства становились жертвами вандалов и похитителей

В конце мая великое творение Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» в очередной раз попала под вандальный удар. Некий молодой человек, выкрикивающий экологические лозунги, швырнул в полотно торт. Картине подобные атаки не способны причинить ни малейшего вреда: «Джоконда» надёжно защищена толстенным пуленепробиваемым стеклом, бетонным отбойником, трёхметровой зоной отчуждения и музейными ограждениями. Да и вообще, вандализм этому холсту не в диковинку. И не только этому. Рассказываем, какие ещё великие творения переживали покушения и были похищены.

Фото:

«Мона Лиза» только за последний век была атакована пять раз. На неё брызгали кислотой, в полотно бросали камни. Позже, когда значительно усилили защиту, отметилась даже россиянка: женщина швырнула в полотно чашку. А в начале XX века картину Да Винчи в первый и последний раз украли. Похититель — сотрудник Лувра — хранил шедевр у себя дома (как позже он сам признавался, на преступление ему пришлось пойти из-за великой любви к Джоконде), затем попытался продать его в картинной галерее, что, несомненно, было не самым обдуманным поступком.

Кроме «Моны Лизы» история знает массу случаев, когда известные произведения изобразительного искусства по тем или иным (часто сумасшедшим) мотивам пытались уничтожить. Рассказываем самое интересное.

 

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн

Полотно пострадало по совершенно нелепой в общем контексте причине. Некто Бронюс Майгис очень не хотел, чтобы Прибалтика стала частью Советского Союза, поэтому в знак своего политического протеста мужчина пришёл в Эрмитаж на выставку, выяснил, какая картина в экспозиции самая дорогая, и пошёл продвигать свою правду. На «Данаю» полилась серная кислота и посыпались удары ножом. Власти не оценили такое акционистское творчество и отправили Майгиса сперва в тюрьму, потом в сумасшедший дом. На геополитическую картину порча картины никак не повлияла, а позже полотно Рембрандта восстановили.

 

«Оплакивание Христа», Альбрехт Дюрер

Похожим образом развивались события в Старой пинакотеке в Мюнхене. Там на выставке среди прочих картин находились три картины Альбрехта Дюрера — «Алтарь Паумгартнеров», «Оплакивание Христа» и «Семь скорбей». На культурное мероприятие пришёл бездомный Ханс-Йоахим Больман, человек с удивительным хобби: в свободное время он брызгал кислотой на картины на различных выставках. В тот день рекорд бродяги перевалил за 50 испорченных произведений искусства, среди которых больше всех пострадала «Оплакивание Христа». Позже картину удалось восстановить.

К слову, Больман тоже жаждал протеста — своими действиями он выражал несогласие с работой местных муниципальных властей. Те отреагировали на гражданскую позицию тем, что выписали ему долгосрочный билет в клинику для душевнобольных в Гамбурге.

 

«Герника», Пабло Пикассо

Прежде чем обосноваться в Музее королевы Софии в Мадриде, антивоенная картина Пикассо выставлялась в разных местах, в основном в США. Сам художник желал, чтобы «Герника» оказалась в Испании лишь после восстановления в ней республики. В 1974 году на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке к картине подошел Тони Шафрази и красной краской из аэрозольного баллончика написал: «Kill lies all». Вандал объяснил свой поступок протестом против петиции младшего лейтенанта Уильяма Колли, оспаривающей предъявленные ему обвинения в убийстве 109 мирных жителей в Сонгми во время войны во Вьетнаме в 1968 году.

 

«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин

Знаменитому творению Ильи Репина не везло с вандалами аж два раза. Сперва в 1913 году старообрядец-иконописец Абрам Балашов решил, что если изрезать холст, то это резко поднимет уровень пацифизма в стране. Как минимум, об этом говорили его крики «Довольно крови!», с которыми он махал ножом. Картину восстанавливал сам Репин.

Много лет спустя в Третьяковскую галерею пришёл очень выпивший и очень верующий Игорь Подпорин, которого оскорбило изображение царя и его умирающего сына. Он разбил защитное стекло и порвал холст. Буяна скрутили и отправили отдыхать в колонию, а картину восстановили только недавно.

 

«Женщина в красном кресле», Пабло Пикассо

В этом случае поражает география. Нелегальный эмигрант и по совместительству мексиканский художник пришёл в хьюстонский музей, что в США, и перманентным японским маркером дорисовал на картине великого испанского мастера недостающие: как ему показалось, элементы: тореадора и быка. Мексиканец отправился домой с пересадкой в тюрьме, картину отмыли.

 

«Две таитянки», Поль Гоген

Знаменитый художник очень тянутся к манящим тропическим землям. Экзотическое побережье так его вдохновляло, что Гоген написал на Таити целых 80 картин. Одна из них — «Две таитянки» (к слову, почему-то обозначается как автопортрет) — стояла себе на выставке в Вашингтоне много лет спустя, как вдруг какая-то очевидно сумасшедшая и, вероятно, очень злобная тётка преклонных лет бросилась избивать нарисованных обнажённых девушек с воплями: «Зло!!! Зло!!! Это зло!!!». Благо, Гоген работал в особом стиле — клуазонизм. Эта техника позволила картине достойно выдержать атаку.

Это всё про вандализм. Теперь пара увлекательных случаев похищений картин.

 

«Крик», Эдвард Мунк

В 2004 году вооруженные грабители прямо днём вынесли из музея Мунка в Осло сразу две его знаменитые картины: «Крик» и «Мадонна». Первая стоит более 82 миллионов долларов, на минуточку, и считается самой известной работой художника.

Оба полотна нашли спустя два года. Они были значительно повреждены, из-за чего ещё пара лет ушла на восстановление шедевров.

 

«Маковое поле близ Ветёйя», Клод Моне

В тихой неторопливой Швейцарии в 2008 году было отнюдь не спокойно: из музея украли несколько великих произведений искусства на общую сумму 140 миллионов долларов. Главной среди пропаж оказалась работа Моне «Маковое поле близ Ветёйя». Благо, её достаточно быстро нашли и вернули, но несколько других бесценных творений оказались пропавшими навсегда.

 

«Подсолнухи», Винсент Ван Гог

Эту и ещё две картины украли через разбитое окно Музея Стеделек в Амстердаме. По средним оценкам, общая стоимость работ составляет более ста миллионов долларов. Крупнейшее ограбление в истории Нидерландов раскрыли через две недели из-за глупости преступников: они пытались продать произведения искусства прямо на улице.

 

«Мадонна с веретеном», Леонардо да Винчи

Не только «Моной Лизой» известен великий Да Винчи, и не только её пытались стянуть из мест, где она мирно хранится. В 2003 году пара туристов во время визита в шотландский замок Драмлэнриг в качестве сувенира прихватили с собой открытку стоимостью 65 миллионов долларов. Грабителям удалось вынести картину, благополучно уехать и целых четыре года жить в роскоши, пока в дверь не постучалась полиция. По этому делу в тюрьму отправились четверо.

 

Самое крупное ограбление американского музея искусств

В 1990 году произошло поистине кинематографичное ограбление. Грабители переоделись в полицейскую форму, раздобыли наручники, распечатали на принтере ордер на арест и поехали в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, что в Бостоне. Ночных охранников «задержали» по «подозрению» в преступлении, заковали «браслеты» и, пока одни проводили «допрос», другие даром времени не теряли и выносили экспонаты через парадную дверь.

 

 

Датчики движения, камеры, сканеры — всё это не стало препятствием для того, чтобы за полтора часа преступники собрали и вывезли картин на 300 миллионов долларов (по оценке экспертов, реальная сумма может быть намного выше). В числе украденных произведений дорогущий «Концерт» Яна Вермеера, «Шторм на Галилейском море» Рембранта и другие. Все они, возможно, утеряны навсегда, а преступление до сих пор не раскрыто.

Реклама